...По перрону тель-авивского вокзала прогуливался красавец с орлиным, что называется, профилем, роскошными высокомерными бронями, огненным взором ярких и сумрачных зеленых, глаз, с изумительного красноватого оттенка каштановой бородкой...
Все это великолепие водружено было на непрезентабельное тулово с низкой посадкой, плоским задом и какими-то неуверенными ногами — фигуру, вполне пригодную для заурядной мужской особи, но отнюдь не для этой царственной головы, которой не хватало лишь халмы с изумрудом во лбу или королевской шляпы с плюмажем. Голова совершенно разоблачала невзрачное тело и даже обличало его, словно владелец этих кривоватых ног и сутулой спины украл где-то уникальный музейный экспонат.
Из книги Дины Рубиной «Синдикат». М., 2008.
В этом описании узнаваем «Еврей с зонтиком» — небольшая статуэтка работы неизвестного скульптора из художественной коллекции Музейного комплекса имени И.Я. Словцова (г. Тюмень). Те же высокомерие отведенного взгляда, выразительный орлиный профиль в окружении вьющихся прядей волос и несоответствие головы тщедушному тулову с узкой грудной клеткой. Точно схвачены не только типичные национальные, но и характерные психологические черты героя. Желание «познакомиться поближе» подтолкнуло к поиску сведений об этой скульптуре. И это повлекло за собой целый поток самых неожиданных открытий.
Итак, перед нами тиражная отливка из бисквита (неглазурованный фарфор) с полихромной матовой росписью. Скульптура на подставке представляет собой шагающую мужскую фигуру. Подставка прямоугольной формы, рельефная поверхность которой имитирует травяной покров с невысоким пеньком. Мужчина одет в длиннополый сюртук (лапсердак) темно-коричневого, почти черного цвета, на груди виден воротничок белой рубашки с узлом зеленоватого шейного платка. На голове — округлая шапочка серого цвета, на ногах — черные туфли без задника, надетые на светлые носки. Правая рука отведена в сторону и опирается на трость закрытого зонта синего цвета. Левая — прижата к тулову, кисть руки — в кармане сюртука.
Черты немолодого худощавого лица подробно моделированы: высокий лоб с поперечными морщинами, выпуклые надбровные дуги, впалые щеки, крупный нос с горбинкой и резкими линиями ноздрей. Лицо обрамляют вьющиеся волосы каштанового цвета — усы, борода, пейсы, пряди волос, выбивающиеся из-под шапочки. Тщательно выписаны выразительные глаза зеленовато-серого цвета с красноватыми веками, акцентирован яркий румянец на впадинах щек и сомкнутых губах.
В статичной фигуре чувствуется внутренняя динамика — напряженность в наклоне головы, пружинистость в опоре руки на трость и, одновременно, скованность в плотно прижатой к телу левой руке, спрятанной в карман. Позиция ног на подставке и распределение центра тяжести фигуры сообщают если не движение, то «некое беспокойство» ритмического покачивания.
Пропорции скульптуры почти не нарушены, но есть ощущение несоразмерности фигуры и костюма. Общая цветовая гамма — сдержанная, крытье глухое, плотное с матовой поверхностью.
На обороте подставки — марка завода Гарднера печатью красным с оранжевым оттенком, что соответствует производству 1880—1890-х годов. Это изображение в овале Георгия Победоносца в виде всадника вправо и надписью «Фабрик. Гарднеръ в Москве» под гербом. В массе (тесте) тиснением — «всадник», надпись «Гарднеръ» и цифра «6». Рядом — пометки черного цвета (почти неразборчиво), возможно, относящиеся к номеру модели при отливке, а также старые инвентарные номера — «1401» (коричневым и желтым) и «354» (зеленым). Это своеобразная транспортная карта предмета.
Аналоги этой скульптуры в коллекциях российских музеев многочисленны и разнообразны по вариациям росписи (Иркутск, Загорск, Ульяновск и др.). Вариант неокрашенного бисквита опубликован из коллекции ГМЗ «Петергоф». Существуют многочисленные повторы модели с разной степенью проработанности деталей (интернет-аукционы, частные собрания).
К сожалению, малая фарфоровая пластика частных российских заводов второй половины XIX века в настоящее время все еще не достаточно изучена, многие предметы из музейных коллекций не введены в научный оборот. В публикациях по атрибуции и каталогах редко появляются имена скульпторов-модераторов и авторов оригинальных рисунков. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы определить для данного произведения возможный круг пластических и графических аналогов. Это даст возможность лучше представить культурную среду бытования и причины стилистического своеобразия конкретного произведения.
Гарднеровские изделия считались лучшими в России. Этот фарфор не имел соперников до середины XIX века. В организации фабрики принимали участие старший сын Гарднера, франц Францевич, а позднее — Франц Гаттенберг, профессор Женевского университета, приглашенный в Петербург для реорганизации Императорского фарфорового завода. Важно было привлечь к делу настоящих специалистов, поэтому Гарднер выкупил из долговой ямы мастера по технологии производства фарфора Андрея Гребенщикова, переманил с Императорского завода мейсенского мастера Иоганна Миллера. И все же стремительная карьера английского предпринимателя Фрэнсиса Джэйкоба Гарднера (в России — Франц Яковлевич), который начинал (1746 г.) в России как лесопромышленник и сахарозаводчик, не до конца понятна.
Известно, что в конце XVIII века гарднеровские мастера успешно работали над фарфоровыми фигурами (куклами) по моделям известных в Европе скульпторов- модераторов мейсенской мануфактуры И.И. Кендлера и П. Рейнике1.
Особенно популярной была серия скульптурных персонажей комедии дель арте (комедии масок), разработанная по гравюрам Жана-Франсуа Жулена и Жака Калло. Для затейливых фарфоровых композиций найдена была идеальная среда бытования — открытый интерьер дворцового типа и ансамбль его предметного убранства, многажды отраженный в бесчисленных зеркалах.
Российская версия «Панталоне и Коломбины» встречается как у самого Гарднера, так и у его преемника и конкурента — А.Г. Попова. Но в отличие от оригинала атрибуты в руках Коломбины — маска и зеркало — «превратились» в фигурку лежащего на коленях дамы мопса. Алексей Гаврилович Попов создал на своем заводе первую в России лабораторию по производству красок, разработавшую каштановый, ярко-синий и зеленый цвета.
Другой гарднеровский вариант «Панталоне» (1770— 1780-е гг.) — однофигурный, сохранил основную композиционную идею этой скульптуры, а главное — характер главного героя. «Панталоне» — (Pantalone — возм., от итал. pianta leone — «водружатель льва») старик-торговец (промышленник, предприниматель), говорящий на незнакомом диалекте (иностранец), скряга-ловелас с горбатым носом и торчащей вперед бородой. Приметы костюма: одет в темную куртку и пантуфли на белых чулках, на голове — ермолка. Из характерных жестов — левая рука спрятана в карман или за спину2.
Немного фантазии — и можно увидеть сходство с образом и характером самого Фрэнсиса Гарднера, «авантюрного дитя авантюрного века». Что его побудило отправиться в Россию? В чем секрет его быстрой карьеры? Почему на Высочайшее предложение принять российское подданство он ответил дерзким отказом? Отдельный разговор о тайнах дамской ложи «Орден мопсов», а также инициативе Гарднера в организации первого в России джентльменского собрания (Английского клуба) в 1770 году3.
Рассматривая фигуру «Панталоне» (именуемую на интернет-форуме для коллекционеров антиквариата «Еврей» или «Танцующий еврей»), нельзя считать ее даже косвенным аналогом. Но кроме внешнего несходства есть что-то узнаваемое в характере скульптуры «Еврей с зонтиком», созданной гарднеровскими мастерами в другой стилистической манере, испытавшей влияние «натуральной школы». Забытая со времен классицизма, технология неглазурованного фарфора возрождается в 1860— 1880-е годы. Но теперь бисквит воспринимается как материал несколько грубоватый в своей органике, адекватный «суровой правде» жизни, что было вполне в духе критического реализма. В отличие от изящного глазурованного фарфора, расписанного в нежной гамме, новая пластика уходит от декоративности и приобретает черты станковой скульптуры4.
Музейщикам и антикварам хорошо известна первая (ранняя) серия фарфоровых скульптур (1810—1820-х гг.), созданная на заводе Гарднера по мотивам гравюр К.А. Зеленцова. Это знаменитые иллюстрации из книги «Волшебный фонарь, или Зрелище расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию», изданной в Петербурге в 1817 году.
Создавая по плоскостным изображениям пластическую форму, модельмейстеры видоизменяли и отбрасывали отдельные детали. Таким образом, из первой композиции появился «Еврей с часами» (скульптура из коллекции ГМИ Санкт-Петербурга, фабрика Ф.Я. Гарднера в Вербилках, 1810—1820-е гг., из серии «Волшебный фонарь»), а персонаж второй «поделился» своим зонтиком, только жест руки в кармане настойчиво повторялся. Удачно используя гравюры «Волшебного фонаря», владельцы фабрики Гарднера стали изготавливать бытовые фигуры по рисункам и других известных изданий того времени («Московский телеграф», по рисункам художников И.С. Щедровского и В.Ф. Тимма к «Салопнице» Ф.В. Булгарина, «Сценам из русского народного быта» и «Картинкам русских нравов»),
В 1860—1870-х годах на фарфоровом заводе Гарднера создается новая серия художественных бытовых статуэток, посвященных жизни крестьян и городских низов. По своим художественным принципам она перекликалась с народной тематикой картин художников-передвижников. Многие модели выполнялись по иллюстрациям М. Пикколо к книге А.П. Голицинского «Уличные типы». Под псевдонимом М. Пикколо работал выдающийся художник-иллюстратор, педагог-новатор Михаил Башилов. Он подготовил 20 характерных зарисовок пером к «Уличным типам» А.П. Голицинского, уделяя большое внимание поискам типической внешности героев. По его рисункам созданы модели для скульптур «Гармонист» («Кучер») и «Приезжие крестьяне».
В процессе поиска графического аналога следует рассмотреть рисунок Михаила Сергеевича Башилова с подписью А.П. Голицинского: «Надо иметь дьявольскую опытность, чтобы разглядеть в толпе жулика». Возможно, гарднеровский мастер в работе над скульптурой «Еврей с зонтиком» воспользовался именно этой композиционной идеей художника-иллюстратора. Изображенный господин в цилиндре, стоящий слева, одной рукой также опирается на трость зонта, а другую прячет в карман пальто.
Дмитрий Иванович Писарев в своей статье «Несоразмерные претензии», подвергая беспощадной критике текст А.П. Голицынского, который, по словам критика, «составляет на русской почве подражание бесчисленным юмористическим изданиям, наводняющим французскую литературу», писал: «А рисунки напоминают собою манеру Гаварни и выполнены опытной и искусной рукой. Даже жаль, что издержки издателя и талант художника потрачены на такую ничтожную книгу».
Фарфоровые фигуры из серии обычно компоновались в пары, так, «Еврей с зонтиком» в некоторых публикациях представлен рядом со скульптурой «Старуха-старьевщица» («Баба», «Торговка», «Старуха-еврейка»). У М. Пикколо (М.С. Башилова) также есть иллюстрация с подписью А.П. Голицынского: «...толстая кухарка с самым азартным выражением в лице продает два поношенных ситцевых платья...»
Но логичнее было бы видеть рядом со «Старухой-старьевщицей» «Старика-продавца старого платья».
Конечно, скульптуры «Гармонист» и «Приезжие крестьяне» гораздо ближе к своим графическим аналогам, но можно предположить, что Башилов также, пусть весьма опосредованно, повлиял на создание моделей для этих фигур.
Скульптура «Еврей с зонтиком» неизвестного мастера может рассматриваться в контексте произведений конца XIX века, решавших общую проблему образа «маленького человека» в русском изобразительном искусстве. Нельзя сказать, что эта тема для искусства была новой — известны многочисленные графические серии европейских мастеров («Крики» Парижа, Лондона, Вены). Их пластические реплики неоднократно выполнялись в фарфоре на европейских порцелиновых мануфактурах XVIII—XIX веков. Исследователи утверждают, что это «одно из проявлений дистанцированного любопытства» социальной элиты к простонародному быту, жанровым уличным сценкам и типам».
В фарфоровой пластике нашли отражение и литературные образы. Это серия скульптур «Мертвые души» по мотивам одноименного произведения Н.В. Гоголя, шаржи-портреты артистов и писателей, изображенных в виде голов на бутылочных пробках. Одна из таких пробок с головой еврея тиражировалась, вероятно, разными заводами.
Интересно было бы предположить последовательность появления скульптуры «Еврей с зонтиком» и керамической пробки с навершием в виде головы еврея. В собрании ГЦТМ им. А.А. Бахрушина находится коллекция скульптурного шаржа Н.А. Степанова и выполненные им декоративные пробки для винных бутылок с навершиями в виде голов известных актеров, литераторов и музыкантов. Возможно, по примеру подобных дружеских шаржей, сделанных на заказ для узкого круга, могла появиться сначала фигурная пробка, которая позднее стала моделью для гарднеровской скульптуры. В этом случае можно понять непропорциональность головы и фигуры в скульптуре, а также загадочность изобразительного аналога.
Стилистическая близость многочисленных фарфоровых фигур Гарднера из серий «Народы России» и «Торговцы и ремесленники» объясняется общностью идеи «счастливого правления», мира и благоденствия народов Российской империи в бытовых образах. Но «Еврей с зонтиком» не имеет атрибутов ремесленника и торговца, он вряд ли мог быть представителем серии «Народы России».
Еврей — на иврите произносится «иври». Буквальное значение слова «иври» — «перешедший». От глагола «перейти». Это дает возможность дополнительного толкования — «пришелец с той стороны (реки Евфрат)». Впервые в тексте Библии это слово относится к Аврааму, вышедшему в Ханаан из Харрана (Быт. 14:13).
Наш скульптурный образ — собирательный, акцентирующий внимание на типичных национальных чертах лица, манере держаться, а главное — прическе и костюме. Чем отличается еврейский костюм?
Однажды (дело было в середине девятнадцатого века) некий «просвещенец» пришел к рабби Шолому Рокаху из Белз и ехидно так, с подковыркой, спросил: «Ребе, расскажите, во что одевался праотец наш Авраам?» Есть такие вопросы, которые задают не для того, чтобы получить ответ. Тонкий такой намек: Авраам-то наверняка не ходил в черном! Улыбнулся ребе умнику и ответил: «Я не знаю, сынок, ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймл. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи — и одевался иначе». А вот как иначе?
Вообще-то еврейская одежда за тысячелетия своего существования претерпела существенные изменения. Нельзя сказать, что наш религиозный еврей одет немодно. Наоборот, он одет по моде, просто этой моде почти двести лет. И все-таки, что носят религиозные евреи?
Во все времена правительство было озабочено проблемами одежды и неоднократно вводило налоги на «ношение еврейской одежды». Доходило до курьезов — еврейские купцы обращались к губернаторам с просьбами разрешить носить одежду русского купца (на бородатом человеке она смотрелась гораздо естественнее, чем немецкая купеческая одежда).
Можно выделить в одежде традиционный еврейский мужской головной убор — это округлой формы шапочка, ермолка или кипа. Головной убор благочестивого еврея символизирует скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Слово «ермолка» («кипа») происходит не от русского имени Ермола, а от слов «ере малка» — то есть «боящийся Владыки». Один вариант — арамейская фраза «йарэ малка» означала «трепет перед царем», другой — сокращение двух ивритских слов —«йерэ ме-элока», то есть «боящийся Бога». На иврите слово «кипа» означает «покрытие» или «купол».
Голову покрывали во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору. Смысл этого обычая-правила — показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это выше головы, наиболее развитой и важной части человека.
А что касается галстука, то не каждый еврей его повяжет на своей шее — только литваки и ружинские хасиды. В Литве евреи носили белую рубашку с рукавами, которые завязывались тесемками. Рубашка имела нечто вроде отложного воротника, но он не крахмалился и не имел подкладки. И у горла рубашка тоже завязывалась белыми тесемками. Литваки по субботам меняют короткий пиджак на длинный сюртук, называемый фраком. Фрак не имеет карманов и застегивается, как и вся традиционная мужская одежда, таким образом, чтобы правая пола накрывала левую, то есть, в нашем представлении, по-женски. Фрак имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади. Как две капли воды похож на литовский фрак хасидский сюртук. Как же отличить одно от другого? Хабадник, идя в синагогу, подпояшет сюртук гартлом, шелковым черным поясом, литвак же гартлом не пользуется.
Таким образом, нашего еврея с зонтиком можно по некоторым признакам «приписать» к литвакам. О степени консерватизма общины и отдельно взятого хасида можно судить по лацканам: если они закруглены — значит перед нами ревнитель старой моды. Если лацканы заострены — перед нами вольнодумец. Разумеется, вольнодумец в терминах первой половины прошлого(ХХ???) века. Часто, чтобы определить происхождение хасида по его костюму, нужен особо зоркий глаз: например, одежда сатмарского хасида отличается от других тем, что вместо трех пуговиц на ней красуются шесть — два ряда по три. Застегивали одежду и мужчины, и женщины справа налево. Считалось, что правый борт — символ мудрости — накладывался на левый — символ злого духа — и охранял скромность и праведность (ошибка скульптора, возможно, была связана с незнанием этой особенности или зеркальным эффектом при копировании).
Короткие брюки завязывают шнурком под коленом и надевают на нижнюю часть ноги черные гольфы — зокн. Некоторые (например, вижницкие хасиды) в субботу меняют черные гольфы на белые. Туфли — без шнурков, с тупым носком и низким подъемом (такая форма обуви была известна под названием «пантофли»). Отсутствие шнурков объясняется тем, что по еврейскому закону надо омыть руки после каждого прикосновения к туфлям. А что делать, если шнурок развязался на улице? Не будешь же ходить на прогулку с ведром воды в руке?
Весь строй жизни еврейских местечек (штетлов) и одежда обитателей регламентировались строгими предписаниями иудаизма. Мужчины носили бороды и пейсы (длинные локоны на висках). Сказано же в Писании: «Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем» (Левит. 21:5).
Царские запреты на ношение национальной одежды всякий раз оказывали сильнейшее влияние на внешний вид евреев. Автор книги «Из Николаевской эпохи. Евреи в России» А. Паперна пишет: «Строжайше предписывается евреям одеваться в немецкое платье и запрещается носить бороду и пейсы; женщинам воспрещается брить головы и закрывать таковые париком». Далее А. Паперна цитирует один такой документ: «Впервые ограничение на традиционную одежду было введено в России в 1804 году. Долгое время это положение в черте оседлости практически не соблюдалось, хотя и неоднократно подтверждалось в законодательном порядке. В 1830—1850 гг. ношение национальной одежды каралось значительными штрафами». Штраф на ношение парика достигал 5 рублей, что в то время составляло значительную сумму. Насколько она была значительной, можно понять, сравнив с ней цены на продукты: индейка стоила 15 копеек, гусь — 30 копеек, крупный петух — 30 копеек. Ф. Кандель в «Очерках времен и событий» продолжает эту тему: «В 1844 году налог ввели уже не на шитье, а за ношение еврейской одежды. В каждой губернии устанавливали свои цены, и в Вильно, к призеру, брали с купцов первой гильдии по пятьдесят рублей за год за право сохранить традиционный костюм, с мещан то десять рублей, а с ремесленников — по пять. За одну только ермолку на голове полагалось с каждого еврея от трех до пяти рублей серебром».
В искусстве скульптуры специфические средства выразительности — форма, соотношение объемов, пластическая проработка поверхности, фактура, реже — цвет, наличие атрибутов.
В руке нашего героя — зонт, на который он опирается как на трость. Что это может означать? Признак определенного достатка, материального благополучия того времени? Среди народных примет была и такая: если еврей взял зонт — будет дождь.
Известно, что вода и дождь играли важнейшую роль в жизни древних народов. В Торе говорится о потопе, истребившем грешников, и о праведнике Ноахе (Ное), в молитве просили Всевышнего открыть сокровищницы дождя: «Вспомни праотца, который тянулся за Тобой как вода. Вспомни рожденного после сказанного вестникам: пусть принесут немного воды. Вспомни перешедшего с посохом воды Иордана...» Дождь в странах с жарким климатом и сегодня воспринимается как чудо, дарованное человеку Всевышним за праведные поступки. В Индии зонт от солнца был символом царской власти (круг — солнечный диск, спицы — лучи, рукоять — космическая ось). Одна из главных функций зонта — защита.
В рисунках Марка Шагала часто встречается человек под зонтиком. Как объясняют исследователи, это потому, что слово «зонтик» на идиш является частью выражения «Пусть Бог нас защитит».
В скульптуре важен каждый жест, поворот головы. А что может означать на языке жестов — рука в кармане? Психологи утверждают — чувство собственной вины, неуверенность или напряженное восприятие ситуации. Подчеркнуто широкая и медленная походка — желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности. Вопрос: действительно ли? Выставленная вперед голова при сосредоточенном взгляде, но отведенном в сторону от собеседника можно расшифровать как демонстрацию силы, испытывая внутренний страх, желание отстраниться от окружающих, пытаясь найти в них сочувствие и понимание.
Изучение только одной скульптуры из огромного наследия гарднеровской фигурной пластики может раскрыть целый культурный пласт в истории декоративноприкладного искусства России второй половины XIX века. Эти фигурки, или «куклы Гарднера», как их называли, заполнили столичные и провинциальные гостиные и будуары, кабинеты и библиотеки. Они были доступны почти всем — стоили от 15 копеек до 6 рублей. Во время массового увлечения фарфором в 1900—1910-х годах были собраны замечательные частные коллекции. Позднее, во времена революции и национализации культурных ценностей, эти собрания стали музейными экспозициями.
Ныне вновь возник большой интерес к фарфору Гарднера и его «куклам». В них сегодня могут играть только очень состоятельные люди, поскольку их стоимость колеблется от 300—400 до 1000—1500 долларов за фигурку, а на Sotheby's и того дороже — 2000—2500 долларов.
Людмила ОСИНЦЕВА
Благодарим интернет-портал antique-salon.ru за помощь в подготовке статьи.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 101 (ноябрь 2012), стр.68