Изредка отдельные створки можно подобрать таким образом, что получается более или менее убедительная реконструкция целого меднолитого складня.
Предметы древнерусской меднолитой пластики время от времени встречаются на антикварном рынке — иногда в приличном виде, но зачастую мелкие детали рельефа сильно потерты, а коррозия оставила свои следы в виде глубоких язв на поверхности металла.
Хуже обстоит дело со складнями — как правило, они сохраняются фрагментарно, в виде отдельных створок, и не всегда возможно представить, как складень выглядел в первоначальном виде. Изредка отдельные створки можно подобрать таким образом, что получается более или менее убедительная реконструкция целого меднолитого складня.
Небезынтересным для любителей и коллекционеров меднолитой пластики представляется подобный опыт реконструкции трехстворчатого меднолитого складня конца XVII — начала XVIII века «Богоматерь Знамение. Иоанн Предтеча — Ангел пустыни. Святитель Николай Чудотворец».
Всем собирателям медного литья хорошо известна меднолитая икона «Богоматерь Знамение» (илл. 1), выделяющаяся из массы предметов поздней меднолитой пластики своими пропорциями и формой кокошника с городчатым краем, по форме повторяющем форму Царских врат, и обычно датируемая концом XVII — началом XVIII века. Иногда встречается иконка «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни. Святитель Николай Чудотворец», датируемая тем же временем (илл. 2).
Недавняя находка средника складня с изображением иконы «Богоматерь Знамение» (илл. 3) и двусторонней иконы с изображением на лицевой стороне «Благовещение. Иоанн Предтеча — Ангел пустыни. Святитель Николай Чудотворец» и Голгофы — на оборотной, также с характерным городчатым краем кокошника (илл. 4), позволили нам реконструировать доселе невиданный в целом виде складень конца XVII века.
Даже беглый взгляд на вышеуказанные предметы позволяет заметить определенные и весьма характерные сходные признаки — форма, орнаменты, фигуры, наличие «жгута» по периметру, а также характерную диагональную «насечку» фона.
На лицевой стороне двусторонней иконы в первую очередь обращает на себя внимание нарушение композиции «Благовещение» в верхней ее части и неестественная ориентация фигур, обращенных от центра, а не к центру, в ее нижней части, а также разделение всей композиции по центру двумя вертикальными «жгутами». Нетрудно понять, что изображение лицевой стороны получено путем соединения двух створок складня своими длинными (краевыми в раскрытом виде) сторонами. На оборотной стороне двусторонней иконы видна задвоенность композиции «Голгофа» в нижней части и изображения солнца — в верхней, что также объясняется происхождением из двух створок. Изготовление иконок, за основу которых были взяты створки, по-видимому, было обычной и повсеместно распространенной практикой. Некоторые из таких иконок изображены на иллюстрации 5.
На иконе «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни. Святитель Николай Чудотворец» обращает на себя внимание изображение святого в ее правом верхнем углу. Сопоставление изображений с двусторонней иконой позволяет сделать вывод, что это изображение — фигура Богоматери. При этом положение фигур на иконе соответствует их первоначальному расположению.
В качестве примера получения иконки из створок рассмотрим складень «Святитель Николай Чудотворец. Избранные святые» (илл. 7). Совмещение длинных сторон створок позволяет получить образ с «зеркальным эффектом» в композиции, напоминающий по своей форме средник складня (илл. 8). Вместе с тем реконструированный складень ложится в ряду складней XVI—XIX веков, заполняя пробел в части, относящейся к концу XVII века, являясь своего рода базовой моделью для получивших впоследствии в XVIII—XIX веках в «гуслицком» литье широкое распространение типа складней с кокошником (илл. 9d) и без него, но с навершием с изображением Спаса Нерукотворного (илл. 9g, 9h) или Спаса Нерукотворного, Троицы и двух херувимов (илл. 9е, 9f).
Таким образом, сравнительный анализ и наличие характерных особенностей на отдельных меднолитых предметах позволяет с известной степенью достоверности реконструировать произведения медного литья, не сохранившиеся до нашего времени целиком.
Сергей АФОНИН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 101 (ноябрь 2012), стр.32