Основание фабрики -1738 г.
Слово «Севр» - такой же символ французского фарфора, как «Майсен» - классического немецкого. Фабрика в Севре сыграла большую роль в истории всего европейского фарфора, и случались периоды, когда ни одна из фабрик не была свободна от ее влияния.
В 1738 г. в заброшенном королевском замке в Венсене около Парижа группа бывших работников из Шантийи предприняла попытки производства за собственный счет. Долгое время их эксперименты не давали желаемых результатов, и только в 1745 г. Франсуа Граван сумел создать нужный состав массы. Это был мягкий фриттованный фарфор с эффектным молочно-белым цветом. Тогда - по наущению мадам Помпадур - фабрикой заинтересовался король Людовик XV. Было создано акционерное общество с большой долей королевского капитала. Оно имело исключительную привилегию выпуска фарфора наподобие мейсенского. В 1753 г. фабрика получила официальное название королевской (Manufacture Poyale de Porcelaine) и право использовать клеймо, состоящее из двух скрещенных букв «L» - инициалов короля. Помимо клейма на изделиях с 1753 г. также ставились даты выпуска, но не цифры, а очередные буквы алфавита. В 1753 г. окончился подготовительный период, и фабрика начала продуктивно работать. В то время изделия Севра отличались превосходным художественным уровнем и формой изделий, как и в декорировании, - в стиле тогда модного рококо. Вазы, мелкие вазочки, оправы для часов проектировались с большим вкусом и не перегружались чересчур обильными украшениями. Такое высокое качество изделий объяснялось сотрудничеством с превосходными специалистами. Химик Жан Элло изобрел целый ряд красителей, накладываемых на изделия в виде фона. Из разных цветов наибольшую известность получили сине-сапфировый, называемый «королевской лазурью» (bleu du гоу), и нежный бледно-розовый - «розовый Помпадур». Декорированием изделий заведовали: позолотчик Дюплесси и художники-эмальеры Матье и Башелье. Фабрика Венсена вырабатывала также фарфоровые цветы, поса
В 1756 г. фабрику перенесли из Венсена в более просторные помещения в Севре. В 1759 г. король выкупил все акции и стал единоличным владельцем. Король выдавал фабрике дотацию в размере восьми тысяч франков ежемесячно. Севр стал главным поставщиком фарфора для версальского двора, а также для многочисленных королевских фаворитов. В декорирование были введены новые оттенки красок: бирюзовый (небесная синяя), светло-желтый и зеленый (яблочная зелень). Вследствие опалы маркизы де Помпадур и замены ее новой фавориткой мадам Ди Барри стали редко использовать излюбленный ранее цвет «розовый Помпадур». Гостей королевского двора щедро одаривали богатыми сервизами, вазами и фигурками. После того как фабрика в Мейсене была уничтожена армией Фридриха II, Севрская мануфактура заняла первое место в Европе.
С 1768 г. в Севре начали вырабатывать твердый фарфор в связи с открытием залежей каолина на территории Франции. Однако продолжался и выпуск фриттованного фарфора, который был очень эффектным, хотя и обладал большей хрупкостью. Около 1780 г. эмальер Котто ввел новую технику декорирования, основанную на подкладывании в некоторые места выгравированных узоров золотых бляшек, которые потом покрывались цветными эмалями. Изделия Котто стоили очень дорого, и этот вид декорирования применялся лишь для производства самых репрезентативных предметов. В росписи ввели орнамент, известный как «глаза куропатки» (yeux de perdrix), который ранее употреблялся для окаймления медальонов. Он состоял из попеременных светлых и темных цветов или мелких узоров. Высокий художественный уровень имели изделия, украшенные жанровыми сценками. Мотивами миниатюр чаще всего были любовные пасторальные сцены, очень характерные для эпохи Людовиков XV и XVI. Также любили изображать эротику в фигурных композициях, где с неподражаемым вкусом и гармоничностью показывали женщин. Мотивы для рельефов часто брали из античных образцов, но их также проектировали и выдающиеся современные художники, например Франсуа Буше.
Кульминационный период деятельности Севрской мануфактуры продолжался до первых лет после французской революции. Вначале наступил кризис в течение нескольких лет, но он миновал в период императорства, когда фабрике вернули правительственную дотацию. Для пышного двора Наполеона требовалась соответствующая оправа, в том числе и в виде шикарных фарфоровых изделий. Большие декоративные вазы и другие нарядные предметы часто украшались золоченой бронзой. Декор иногда делали чересчур богатым - фарфор был перегружен золотом и терял свои природные черты. Новым в тот период было введение египетских мотивов после походов Наполеона в Египет. Самым большим произведением в этом стиле стал изготовленный в 1808 г. сервиз, изображающий события египетской кампании. В 1805-1815 гг., когда фабрикой управлял директор Броньяр, изделия были посвящены восхвалению императора Наполеона I. Они были такими же помпезными, как и вся атмосфера императорского двора, но отличались монументальностью и прекрасно отражали свою эпоху.
Падение Наполеона в 1815 г. не сильно повлияло на положение фабрики. После отступления войск союзников, которые на некоторое время оккупировали фабрику, производство возобновилось. В декорировании исчезли лишь фигура императора и его монограммы, которые до тех пор были главным украшением изделий. Но технический уровень оставался высоким, а декор, хотя и не всегда оригинальным, но безупречным. На изделиях Севра хорошо видны изменения в стиле: понижение значения художественности во времена Людовика Филиппа, когда в моду вошел мещанский бидермейер, преувеличенная декоративность не всегда в хорошем вкусе в период Второй империи, отделение в эпоху Третьей республики. Но несмотря на неодинаковое значение достижений, которые зависели от модных вкусов эпохи, художественный уровень фабрики в Севре высоко ценится до сих пор.
Невозможно полностью охарактеризовать всю деятельность Севра в коротком очерке. Лишь перечисление марок художников, работавших на этой фабрике, занимает почти 500 позиций. В заключение хотелось бы напомнить, что часто встречаются изделия Севра, которые не отличаются должным качеством. Дело в том, что из-за финансовых трудностей директор Александр Броньяр продал в 1801 г. запасы белых, не расписанных изделий. Эту посуду приобрели купцы, которые частным образом поручили ее расписать, и в последующие годы, когда фабрика пережила финансовые затруднения и ее престиж вновь вырос, они стали продавать посуду с большой прибылью. Эти изделия были маркированы фабричным клеймом, но коллекционеры не считают их полноценными.
Такая же ситуация возникла спустя полвека. В Севре около 1850 г. продавали по гораздо более низкой цене бракованную продукцию. Это были еще нерасписанные изделия, но на некоторых уже стояло фабричное клеймо. Эти полуфабрикаты купили ремесленники-надомники и расписывали их, умело размещая украшения таким образом, что краска покрывала дефекты фарфора. Такие предметы потом выдавали за полноценные товары Севрской фабрики. Уровень таких изделий, конечно, был разным и зависел от таланта декоратора. Этим объясняется большой разброс их художественного значения - от откровенного кича до совсем неплохого класса декора. Иногда такую роспись тайно делали и известные художники, которые, находясь в трудном положении в начале своей творческой деятельности, добывали такой «халтурой» средства для жизни. Это делалось анонимно, и сейчас невозможно установить авторство некоторых ценных изделий. Эти «дополнения» нельзя считать подлинными произведениями фабрики, но их нельзя и полностью дисквалифицировать из-за художественных достоинств некоторых экземпляров. После такого неприятного опыта фабрики фарфора старались не выпускать на рынок нерасписанные или выбракованные изделия.
Ни одна фабрика не отражала в такой степени исторические изменения в своей маркировке, как севрская. Вначале продукцию клеймили монограммой короля Людовика XV (две скрещенные буквы «L») с добавленными знаками. Посредине монограммы ставились рисованные буквы, обозначающие год выпуска, или клейма художников и модельеров. В первый период монограмма «LL» всегда была синей.
С 1804 г. клейма стали печатать, их формы менялись в зависимости от политических колебаний вплоть до наших дней.
* В память о комете 1769 г. некоторые модельеры использовали рисунки кометы вместо буквы R. ** g 1794-1800 гг. не использовались дополнительные знаки, касающиеся хронологии.
*** Даты с 1818 до 1834 г. написаны с опущением цифр тысячных и сотых, например вместо 1819 только 19.
Фамилии художников, декораторов и позолотчиков, знаки которых ставились вместе с фабричными клеймами Севра, они чаще всего рисовались в тон общего декора или в тон фабричного клейма.