«Суриковской школе живописи» уже без малого сто лет. Начало ее формирования относится к 1910 году, когда в Красноярске была создана художественная школа, которой сибиряки присвоили имя своего земляка, замечательного живописца В.И. Сурикова.
Первые педагоги школы, которые учились у Сурикова, а также у Рериха, Фаворского, Кончаловского, сумели передать ученикам лучшие традиции русского реалистического искусства. Они не утрачены до сих пор. Ученики школы не только сохранили наследие русского реалистического искусства, но и развили его. Большой материал для их творческой фантазии давали природа Сибири, географические особенности Красноярского края, просторы которого на юге простирались до предгорий Тувы, на севере — до Ледовитого океана. Но... слишком далеко Сибирь от столицы. Это и предопределило во многом судьбу «суриковской школы живописи»: она всегда развивалась в определенной изоляции от главных культурных центров, а потому целые десятилетия не была, как говорится, на виду и на слуху. Но выясняется, что именно эта изоляция, в конечном итоге, обернулась для красноярских художников важными духовными приобретениями, именно она придала их творчеству особый эмоциональный настрой, внутреннюю чистоту и искренность, сделала их искусство самобытным.
Феномен красноярских художников в том, что профессионализм и духовность в их творчестве неразрывны и стали единым целым, естественной формой их художественного самовыражения.
Так повелось еще с 1910 года, с первых дней существования Красноярской школы. Свое мастерство и богатый жизненный опыт первым ученикам передавал Дмитрий Каратанов, художник редкого таланта, родоначальник сибирского пейзажа. Определяющими в его жизни оказались сразу несколько моментов — и занятия живописью у Василия Ивановича Сурикова, и учеба в Академии художеств, и постоянное общение с сибирской природой.
Творчество и преподавание были для Каратанова неразрывны. В Красноярскую художественную школу приезжали дети со всего края и даже из других городов Сибири. И если Дмитрий Иннокентьевич видел в ученике большой талант, советовал непременно продолжать учебу дальше, уже за пределами Красноярска.
Так было и с Андреем Лекаренко, который четырнадцатилетним подростком приехал из Благовещенска. По совету учителя он продолжил учебу у Николая Рериха в Петербургской школе
Общества поощрения художеств, а затем — на графическом факультете ВХУТЕМАСа у В.А.Фаворского и П.П.Кончаловского. Занятия с великими мастерами помогли Лекаренко овладеть сложной техникой графического искусства, оказали решающее влияние на его становление как художника. В начале творческого пути он, безусловно, испытывал влияние своих учителей, но при этом всегда оставался самим собой. После учебы в столице Лекаренко возвращается в Красноярск. Он преподает в родной школе, всячески способствует объединению сибирских художников и сам при этом много и интересно работает: успешен и в живописи, и в графике, в самых разных жанрах — натюрморте, портрете, однако предпочтение, как и подобает сибиряку, все-таки отдает пейзажу.
Именно реалистический пейзаж впоследствии увлечет учеников Лекаренко, выпускников Красноярской художественной школы. При этом каждый из них подходил к теме индивидуально. На смену нарочито суровым, с преобладанием темных тонов и красок работам Дмитрия Караганова и достаточно сдержанным по колориту пейзажам Андрея Лекаренко пришли иные решения, более разнообразные по содержанию, более смелые в опытах с цветом. Совершенно не похожие друг на друга в живописной манере, художники «не пересекаются» во время творческих поездок по краю. Народного художника России Тойво РЯННЕЛЯ (род. 1921) полностью захватывают енисейские просторы, экспедиции в Ледовитом океане. Юрий ХУДОНОГОВ (1924 —1967) всю свою жизнь посвятит удивительной природе Хакасии. Часть работ из больших пейзажных сериалов, созданных народным художником России, академиком Борисом РЯУЗОВЫМ (1919—1994) в поездках по историческим местам, вошла в фонды лучших музеев страны, в том числе Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.
От живописцев не отставали и графики, создавая ничуть не меньшие по своему эпическому масштабу полотна. Обобщенный образ Сибири предстает в творчестве талантливого графика Рудольфа РуЙГИ (род. 1923). Красоту тундры, жизнь малых народов Красноярского Севера необычайно интересно отобразил народный художник России Владимир МЕШКОВ (род. 1919).
Герои многих художников-графиков— романтики и мечтатели, отправившиеся«за туманом и за запахом тайги». Во многом благодаря многочисленным сибирским стройкам, в которых участвовала вся страна, графика развивалась весьма успешно. Но некоторые художники сознательно обходили выгодные «партийные» темы. Валерий СКВОРЦОВ (1941 —1987) все свои офорты и литографии посвящал рыбакам, охотникам Крайнего Севера, людям тайги. Но не столько экзотикой, сколько человеческой теплотой привлекают зрителя эти работы. В суровых северных краях автор без труда находил хороших и добрых людей. В своем обращении к сибирской тематике Скворцов не оглядывался ни на чье творчество. Он обладал богатой фантазией и ассоциативным мышлением, умел сочетать реальность с условностью. Фантастика у него всегда переплеталась с действительностью, сказка — с былью, но все это — живой и прекрасный мир природы, в котором естественно и просто живут люди.
Основным мотивом творчества Виталия ЯНОВА (род. 1943), профессионального графика и профессионального альпиниста, были, есть и, наверное, будут всегда только горы. Он относится к горам как к месту, где лаконично сконцентрирована суть мировой гармонии.
В 60-е годы XX века в творчестве красноярских художников наблюдается резкий взлет. Время политической оттепели отмечено небывалым ростом их профессионального мастерства. На этот период приходится расцвет творчества целого ряда теперь уже всеми признанных мастеров — Андрея Поздеева, Владимира Капелысо, Геннадия Горенского... Продолжая развивать традиции реалистического
пейзажа и натюрморта, они смело обращаются к приемам и методам авангардного искусства. В интерпретации исконно сибирских художников такое творчество приобретает совершенно новое содержание и особый колорит.
Многогранное творческое наследие Андрея ПОЗДЕЕВА (1926—1998) в современном русском изобразительном искусстве занимает совершенно особое место. Еще при жизни он стал признанным мастером, его работы вошли в фонды Третьяковской галереи и Русского музея. Его имя официально значится в числе лучших живописцев XX века. И тут надо сказать, что феномен Андрея Поздеева на Западе был отмечен раньше, чем на родине. Творческое наследие художника поражает всем: и количеством, и содержанием, и многоплановостью... Ему одинаково талантливо удалось воплотить в работах все возможные жанры, все самые разные, подчас совершенно противоположные методы искусства.
В разные периоды жизни его талант проявлялся по- разному. Работы молодого Поздеева — это виртуозное мастерство и торжество традиций русской реалистической школы изобразительного искусства. В 1940—1950-е годы Поздеев пишет потрясающие пейзажи, на которых запечатлен любимый им Красноярск и его окрестности. Однако поиск новых, смелых, нетрадиционных решений в живописи вынуждает его постепенно отходить от академической школы, и в середине 1960-х годов он сознательно обращается к авангарду. Искать для самовыражения более простые формы, новые цветовые, композиционные, жанровые решения стало внутренней потребностью художника. Состояние вечного поиска и творческого эксперимента было для Поздеева естественным, более того — необходимым, как воздух. В этом, по его мнению, заключается суть искусства и смысл жизни.
заключается загадочная притягательность искусства Андрея Поздеева.
Безусловно, не только он «открыл» богатый талантами Красноярск мировому изобразительному искусству. Причем в решении многих актуальных проблем красноярцы опережают художников Москвы и Петербурга.
К числу классиков суриковской школы по праву можно отнести близкого товарища А. Поздеева, виртуозного мастера сибирского пейзажа Геннадия ГОРЕН- СКОГО (род. 1938).
Вековая тайга, северные просторы, хакасские степи ничто не выглядит на его холстах угрюмым. Наоборот, природа манит к себе невидимой тайной силой. И во всем этом величии чувствуется присутствие человека рыбака, геолога, охотника, оленевода. Из-за этой особенности пейзажи Горенского невольно тяготеют к жанровым картинам. В 1960-е годы он написал целую серию необычайно больших по размеру пейзажей, на которых сибирская природа изображена во всей своей мощи и величии. Тогда же созданы и замечательные портреты сибиряков. Теперь эти работы бесценны не только для любителей искусства, но и для этнографов, историков, краеведов.
Цвет, тональные гармонии всегда играли в работах художника ведущую роль. Он раньше, чем Андрей Поздеев и многие столичные художники, стал успешно экспериментировать в этом направлении. В 60-х годах Поздеев и Горенский постоянно вместе выезжали на этюды, нередко работали с одной и той же натурой. Они вместе учились работать с цветом, их влияние друг на друга оказалось крайне плодотворным. В этот период Горенский тоже обращается к авангарду. И хотя эти попытки оказываются весьма успешными, он возвращается в лоно сугубо реалистической живописи. Художник несколько раз сплавлялся по довольно опасной таежной реке Мане, от самых верховьев прошел Подкаменную Тунгуску, обследовал весь Красноярский Север. Сумел побывать даже на полярных станциях СП-22 и СП-23. Серия его уникальных арктических пейзажей сделана тоже с натуры: художник работал на Северном полюсе при 50- градусном морозе...
Вместе с геологами обошел весь Красноярский край Алексей КЛИМАНОВ (1914—1985). Оптимистическими, правдивыми и яркими полотнами он представил необъятные енисейские просторы, внеся достойный вклад в развитие искусства сибирского пейзажа.
Но самый впечатляющий рассказ об извечных связях природы и человека получился, пожалуй, у Владимира КАПЕЛЬКО (1937—2000). Как и его близкий друг Андрей Поздеев, он прожил жизнь, в которой была только одна страсть — творчество. После путешествия по Подкаменной Тунгуске он отправился на строительство железной дороги Абакан—Тайшет, затем — на Верхне- Манское озеро, Селякинские пески, с ботанической экспедицией — в
горы Путорана, Таймыр. Был он и в Средней Азии, и на Сахалине, и в Прибалтике, и в Крыму. Чтобы увидеть Монголию — завербовался перегонять скот. В Хакасии работал с археологами на раскопках древних поселений, чтобы прочувствовать природу степи. Художник нашел способ копирования наскальных рисунков древних хакасов и таким образом сохранил для истории их удивительный мир.
Ценность работ Владимира Капелько, написанных по впечатлениям от его путешествий, в том, что они переносят нас в атмосферу сказочной первозданности отношений природы и человека. Реальность и вымысел, современность и далекое прошлое — все переплетено, и тем не менее — все стройно и логично, «сцементировано» необычными цветовыми ходами, неординарными композиционными решениями, мастерски продуманными сюжетными линиями. Параллели прошлого и настоящего придают живописным и графическим произведениям художника особую образность и многоплановость.
Удивляет созвездие ярких талантов красноярских живописцев старшего поколения самобытностью, непохожестью, оригинальностью творческого мышления. Воспитанники одних и тех же учителей, наследники одних и тех же традиций, они шли в искусстве каждый своей дорогой, никогда не подражая ни друг другу, ни великим мастерам. О Юрии ДЕЕВЕ (1944—1998) так же, как и о многих его товарищах, можно сказать: «Его творчество в истории красноярского изобразительного искусства значится особой строкой...»
Декоративность, обращение к жанру профессионального примитива и русской старине — это понадобилось ему для особо эмоционального оформления художественного языка картин. В этой манере художник создает замечательные картины-притчи. Герои его произведений — придуманные персонажи: деревенские мужики и бабы, малые дети, жители единственной в мире улицы — «Улицы добрых людей». В его картинах они живут полнокровной жизнью: разводят цветы, ухаживают за животными, чтят Бога, воспитывают детей и никому в этом мире не желают зла. Эти люди в постоянном ожидании какого-то чуда — в ожидании добрых
людей или добрых вестей. Или в ожидании Красного оленя, который воплотит в реальность самые заветные мечты...
Многомерный философский труд о загадочности окружающего мира, противоречивости жизненных реалий, о черных и белых сторонах человеческой души пишет красками и страстью своей неуспокоенной душой Эраст ПРОХОРОВ (род. 1942). Раздумья художника выражены то в реалистической, то в иносказательной манере, но всякий раз необычайно талантливо, интересно, оригинально. От изящных рисунков обнаженной натуры до монументальных жанровых картин на исторические темы, от фундаментальных трудов на библейскую тематику до глубоко лиричных и теплых городских пейзажей загадочных женских портретов — вот творческий диапазон мастера. Он допускает самое неожиданное смешение жанров и технических приемов, соединяя в одно целое портрет и натюрморт, пейзаж и сюжетную работу.
Двадцать лет назад в культурной жизни Красноярска произошли важные изменения. На самом высоком уровне было решено открыть в далеком сибирском городе художественный институт, а чуть позднее — Сибирско Дальневосточное отделение Академии художеств России. Таким образом, по количеству и качеству образования в художественных центрах Красноярск оказался на уровне Москвы и Ленинграда. Молодое поколение красноярцев после учебы в художественной школе и художественном училище имени Сурикова могло получать высшее академическое образование в родном городе.
Выпускниками Академии стали известные красноярские художники Валерий Росляков, Сергей Горбатко, Валентин Теплов.
Валерий РОСЛЯКОВ (1952—2001) награжден дипломом Российской Академии художеств за лучшую выпускную работу 1997 года. Он родился в одном из самых северных городов земли — заполярной Дудинке. И детство, проведенное на севере, предопределило основную тему его творчества. Никаких сочных красок, никаких щедрых даров природы — одна лишь виртуозно исполненная «симфония в сером цвете». Его пейзажи — это рассказ не о красоте изображаемых мест, а о состоянии души, требующей покоя, тишины, одиночества.
Основная тема творчества Сергея ГОРБАТКО (род. 1958) — историко-социологическое исследование Сибири. Его дипломная работа «Красное колесо», где вскрыт целый исторический пласт духовной жизни России в эпоху революционных катаклизмов — период уничтожения памятников религии и культуры, до сих пор считается лучшим произведением выпускников Красноярского художественного института.
Для Валентина ТЕПЛОВА (род. 1952) ближе всего мир «тихих» бытовых предметов, а его излюбленный жанр — натюрморт, в котором, как известно, могут работать далеко не все художники. Натюрморт требует особого дара — способности свободного конструирования предметов в определенный, заданный художником образ. Этим и привлекают работы Валентина Теплова: в них обычные в своей повседневности вещи выглядят по- новому. Свет, скользя по прозрачной поверхности стекла, отражает цветовое пространство среды — так рождается метафизический мир художника, в котором царят абсолютный покой и равновесие.
Профессор, заведующий кафедрой станковой графики Красноярского художественного института Валентин Теплов считается непревзойденным мастером в технике пастели.
Следует отметить, что за рубежом интерес к красноярским художникам существовал всегда. Их работы можно встретить в частных коллекциях и даже музеях современного искусства во многих странах мира — Израиле, Японии, Сирии, Ливане, Германии, Франции. Именно на Западе первыми открыли феномен Андрея Поздеева — и в это время Красноярский краевой комитет партии его выставки закрывал...
С аукционов «Кристи» и «Сотбис» картины А. Поздеева продавались по цене от 8 до 18 тысяч фунтов стерлингов, а нынешняя стартовая стоимость этюдных работ мастера (размер 30x40 см) по каталогу — от 1000 долларов, о цене жанровых работ и говорить не стоит.
На одной из международных выставок в Корее лучшей была признана картина Юрия Деева «Красный олень», а незадолго до этого художнику в буквальном смысле слова рукоплескали в Германии и Японии, куда он был приглашен в творческие поездки.
В Германии, Сирии и Айване хорошо знают и любят красноярского художника Ивана ДАНИЛОВА (род. 1954). А для любителей искусства в Швеции и Дании настоящим откровением стала встреча с творчеством Сергея БОНДИНА (род. 1955), художника из небольшого города Минусинск.
Сергей Бондин — бывший актер, когда-то даже играл Гамлета, в свое художественное творчество он тоже мастерски «перенес» театр. Все его работы — будь то портрет, или пейзаж, или жанровая картина — больше напоминают разворачивающиеся на холстах сценические действа.
Красноярские живописцы, произведения которых всегда активно покупались за рубежом, до недавнего времени куда меньше были известны в Москве. Причин тому много. Столичные салоны и галереи заранее сориентированы на определенных художников (и клиентов). Художнику из провинции пробиться на столичный рынок сегодня почти невозможно, ведь организация выставок, рекламных кампаний требуют огромных средств. Особенно в сложной ситуации оказались те живописцы, чье творческое становление совпало с годами перестройки и демократическими реформами, когда практически исчезла государственная поддержка, полностью развалилась система госзаказов и госзакупок для музеев. Музеи годами не получали средств и не приобретали новых произведений, и в итоге из их фондов «выпали» целые пласты, многие важные периоды творчества современных мастеров. Самим же художникам — людям в большинстве своем не очень приспособленным в жизни — в это нелегкое время требовалась не только материальная, но и моральная поддержка. А стране уже давно было не до искусства: те же красноярские художники в последний раз широко представлялись на столичных выставках в 1990 году.
И только весной 2001 года в Москве было вновь масштабно показано самобытное искусство сибиряков. Выставки прошли в Государственной Думе, Центральном Доме художника на Крымском валу (в рамках традиционного Московского международного художественного салона), а также в здании Фонда народных художественных промыслов России. Все три выставки стали для столицы сенсацией, но еще больше посетителей удивило то, что все представленные в экспозициях работы были взяты не из музеев или творческих мастерских, а из частного собрания. И тогда вместе с именами красноярских художников узнали еще одно имя — коллекционера Сергея Образцова, который за большой вклад в развитие отечественной культуры дважды награжден Дипломами Министерства культуры России.
— Мне интересны только те художники, — говорит Сергей Образцов, — которые даже в условиях разнузданной стихии рынка смогли сохранить цельность своего внутреннего мира, не разменялись на выгодные коммерческие заказы, не ушли в «кич», а продолжают серьезно и честно заниматься искусством. Так же в свое время не поддались искушению выполнять выгодные социальные заказы Андрей Поздеев и Владимир Капелько. Они обрекли себя на огромные лишения и даже гонения, но остались для нас настоящими художниками и истинными русскими интеллигентами.
По мнению красноярского коллекционера, в Сибири и сегодня есть талантливые художники — истинные русские интеллигенты. Владимир НАБОКОВ (род. 1938), Борис СТЕПАНОВ (род. 1960), Виктор ПРИВАЛИХИН (род. 1970), Гумар МУСИН (род. 1943) живут и работают в Дивногорске, почти у самой Красноярской ГЭС. Их мастерские расположены в старинном скиту — бывшем мужском монастыре. Но самих художников здесь можно застать далеко не так уж часто. Они по-прежнему пишут только с натуры.
Если бы Василий Иванович Суриков увидел такое богатое творческое наследие сибиряков, очень бы порадовался за своих земляков. Он бы порадовался не только их редкому природному таланту, но и высоко оценил бы человеческие достоинства: любовь к искусству для большинства сибирских художников оказалась выше заботы о бытовом благополучии.
Сибирь за последние сто лет так и осталась для России далекой провинцией — в обывательском понимании этого слова. Но для искусства понятие «провинция» отнюдь не географическое, а нравственное: провинция там, где мыслят и действуют провинциально, где обывательски думают о мошне, а не о высоком.
Современное искусство.
Ирина СЕМЕНЮТА
Иллюстрации предоставлены автором.
ДЕКАБРЬ 2003
АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ