Недавно мне исполнилось 65. Оглядываясь назад, я вижу, что всю свою сознательную жизнь постоянно занимался коллекционированием. Вначале это были детские забавы — марки, монеты, значки. Потом это было
«собирательство», совершенно естественное в Советском Союзе, стране тотального дефицита, я собирал (и хранил!) книги и пластинки, а позже видеофильмы. Затем коллекционировал медную восточную посуду. Наконец, к 55-ти годам я серьезно «заболел» серебром и стал собирать посеребренную столовую утварь, или посеребрение (очень не люблю это слово). Еще мое увлечение называется «фраже», платеры или накладное серебро, но все эти термины используются редко.
Посеребренные предметы столовой утвари впервые появились в середине XIX века. Как первая массовая продукция в области бытовых металлических предметов, она неизбежно отражает художественную моду своего времени, например, модерн (Art Nouveau) или декоративный стиль (Art Deco). При этом оригинальные конструкционные решения того времени актуальны до сих пор, к примеру, силуэты посеребренных чайников или сливочников начала XX века повторяются в дизайне «ультрамодных» предметов начала XXI века.
Собирать такое серебро легко и приятно, так как оно дешево и доступно, особенно на иностранных интернетных аукционах ebay.com, ebay.de, ebay.fr, ebay.co.uk и др. А дешево оно потому, что металлического серебра в нем раз в десять меньше, чем в ювелирном серебре, ибо на этих предметах серебро наносится тонким слоем поверх базового металла методом электролиза. Вначале таким базовым металлом служили медные сплавы, такие, как латунь или бронза. Но поскольку при истирании слоя серебра на предмете происходит неприятное «проявление» базового металла в виде желтых пятен, очень скоро все фабрики перешли на использование мельхиора. Неоспоримое преимущество посеребренного мельхиора как раз состоит в том, что при истирании поверхностного слоя серебра (это происходит обычно с теми частями посуды, с которыми наиболее часто происходит контакт, например, с ручкой кофейника) внешний вид изделия практически не изменяется.
Мельхиор (медно-никель-цинковый сплав) был одновременно изобретен в ряде европейских стран и имеет ряд
названий. Во Франции, помимо мельхиора (по-французски Maillechort), он известен под названиями «альфениде» (Alfenide) и «белый металл» (Metal Blanc). Эти два названия использовались знаменитыми фирмами «Альфен» (HALPHEN) и «Кристофль» (CHRISTOFLE). В Англии для мельхиора применялось название «британский металл» (Britannia Metal). В Германии мельхиор был известен под названиями «аргентан» (Argentan) и «нейзильбер» (Neusilber), последнее в переводе означает «новое серебро». Однако наиболее часто этот сплав назывался (и называется) именем перуанского животного альпака (разновидность ламы), в немецком оригинале — Alpacca. Под этим же именем (Alpacca) этот сплав был известен в Австрии и, ранее, в немецкоязычной части Австро- Венгрии.
Собирая «дешевое» серебро, я столкнулся с почти полным отсутствием литературы по клеймению этих изделий. Особенно это касается предметов, выпущенных в континентальной Европе. И тогда я стал не просто коллекционировать интересные или красивые посеребренные предметы, а предметы с редкими клеймами. И изучать их известными мне методами (микроскопия, цифровая макрофотография, Интернет).
Сейчас трудно себе представить, насколько было развито посеребрение в те времена. Только в Вене на рубеже XIX—XX веков работали 230 заводов по производству металлических посеребренных изделий. В Варшаве, столице Царства Польского, входившего в то время в состав Российской империи, базировалось более десятка фабрик, выпускавших дешевое серебро, в том числе «ФРАЖЕ» (FRAGET), имя которой использовалось в России для обозначения накладного серебра. Но, как отметил легендарный русский классик, «нельзя объять необъятное!». Очень скоро я осознал, что нужно определиться и выбрать несколько фирм, достаточно известных (чтобы не было проблем с поиском изделий), выпускающих добротные и красивые (на мой собственный вкус) изделия. В число этих немногих (около десятка) ювелирных компаний входит и легендарная «Веллнер и сыновья», о которой и пойдет сегодня речь.
Почему Веллнер?
Для русского антикварного рынка эта фирма интересна прежде всего тем, что ее продукция является, пожалуй, наиболее распространенной среди всех посеребренных предметов, ввезенных на территорию России в советский период. Это связано с двумя факторами. Во-первых, географическая близость. Во-вторых, Великая Отечественная война, во время которой обе стороны участвовали в этом процессе: столовую утварь везли в Россию как немецкие офицеры, так и возвращающиеся домой с трофеями советские солдаты. В последнее время на рынке появились многие предметы из раскопок черных археологов, впрочем, как правило, пролежавшее много лет в земле «дешевое» серебро выглядит не лучшим образом и чистка таких изделий обычно не приводит к значительному улучшению внешнего вида.
Вдобавок хочется заметить, что на протяжении более ста лет фирма «Август Веллнер и сыновья» являлась одной из ведущих производителей посеребрения в Германии. Благодаря высокому качеству и прекрасному дизайну, ее продукты завоевали всемирную известность. Фирма снабжала своими продуктами многие пятизвездочные европейские отели, среди них Grand Hotel am Lido в Венеции, Baur au Lac в Цюрихе, Hotel Kempinski в Берлине, Kurhaus в Давосе, Maloja Palace Hotel в Сан-Морице. Океанские пароходные компании всего мира использовали на своих судах столовую утварь компании «Веллнер и сыновья». В качестве примера достаточно упомянуть всемирно известный лайнер «Титаник».
История фирмы
Знаменитая Веллнеровская фабрика металлических изделий была основана Кристианом Готтлибом Веллнером (Christian Gottlieb Wellner) в 1854 году в небольшом саксонском городке Ауе, расположенном на лесистых склонах
Рудных гор (Erzgebirge). Как следует из названия, эта часть Германии была традиционно вовлечена в металлургический бизнес. С 1663 по 1803 год в предместье Ауе, Ауерхаммере (Auerhammer), существовала оловянная фабрика, в здании которой позже разместилась фабрика Веллнера. После смерти Кристиана Веллнера, фабрику возглавил его сын, Карл Август Веллнер (Carl August Wellner), который руководил ею до 1895 года. После отставки отца дела- i ми фирмы занялись двое из пяти его сыновей, Альбин и Пауль, а также его зять, Пауль Гаедт. Это нашло свое отражение в новом названии фирмы: «ВЕЛЛНЕР И СЫНОВЬЯ» (WELLNER-SOHNЕ или WELLNER-SOEHNE; отметим, что в немецком языке есть два варианта написания слова «сыновья»). Наследники Карла Августа Веллнера построили новую фабрику в центре Ауе, что сильно увеличило производственные возможности. Согласно статистике, в 1911 году фирма «Веллнер и сыновья» произвела 36 миллионов (!) столовых приборов. В 1913 году на двух ее фабриках работало около 5000 рабочих. В 1913 году эта частная фирма была преобразована в публичную компанию, после чего стала называться «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО САКСОНСКАЯ ФАБРИКА МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ АВГУСТ ВЕЛЛНЕР И СЫНОВЬЯ» (SACHSISCHE METALLWARENFABRIK AUGUST WELLNER SOHNE A.G.).
После первой мировой войны фирма Веллнеров расширяется за пределы Германии. В середине 20-х годов возникают филиалы фирмы во Флоренции (S.A. ITALIAN А ARGENTERIA WELLNER FIRENZE) и в Амстердаме (WELLNER ZILVER FABRIEKEN N.V.), которые просуществуют до Второй мировой войны.
Фабрика Веллнеров в Ауе продолжит свою деятельность и после Второй мировой войны и станет крупнейшим поставщиком столовой утвари в ГДР с числом рабочих более 1000 человек. В 1958 году название фирмы изменится, теперь она будет называться «ФАБРИКА СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ И СЕРЕБРЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ В АУЕ» (V.E.B. AUER BESTECK UND SILBERWAREN WERKE, сокращенно ABS). Под этим названием фабрика в Ауе просуществует до 1992-го, когда название фирмы изменится еще раз на «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ВЕЛЛ- НЕРОВСКИЕ СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ И СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В АУЕ» (WELLNER BESTECKE UND SILBERWAREN GMBH AUE). Эта последняя компания пройдет через ряд банкротств и слияний, пока не закроет свою фабрику в Ауе в 2001 году.
Геральдика фирмы «Веллнер и сыновья»
Прежде чем перейти к клеймам, полезно обсудить геральдику этой фирмы. В конце XIX — начале XX века среди ювелирных компаний было принято вводить определенные характерные элементы в клеймо фирмы. Так, например, австро-венгерская фабрика Артура Круппа (ART. KRUPP BERNDORF) использовала в своих клеймах изображение медведя, французская фабрика Шарля Альфена (CHARLES HALPHEN) — изображение головы козла, а немецкая фирма «ВМФ» (WMF) — изображение бегущего страуса. Для Веллнера такими элементами являлись слон и игральная кость, часто входившие в клейма этой фабрики на рубеже XIX—XX веков. Слон, олицетворявший силу, использовался на клеймах столовых приборов, а игральная кость, символ удачи и разнообразия, — на клеймах столовой утвари (чайники, кофейники, сливочники, молочники, сахарницы и т. д.). Позже, в 20—30 годах появились другие характерные элементы, такие, как лого «AWS» (AUGUST WELLNER SOHNE, в основном на столовых приборах) и изображение трех гномов, несущих нож, вилку и ложку.
Перечень клейм
Все приведенные ниже клейма относятся только к столовой утвари (чайники, кофейники, сливочники, сахарницы, молочники и т. д.) и не включают столовые приборы (ножи, вилки, ложки). Я также не привожу марки изделий, выполненных из других металлов. Хотя некоторые клейма в моем списке пока еще отсутствуют, данное собрание является наиболее полным из всех имеющихся в литературе.
Настоящее исследование базируется на коллекции из 120 предметов. Фотографии предметов и макрофотографии их клейм сделаны при помощи цифрового фотоаппарата FinePix S7000 (Fuji, Япония). Для измерения размера клейм использовался отсчетный микроскоп МПБ-2 (ЛОМО, СССР).
«Август Веллнер» (до 1895 г.)
1. Самое старое известное мне клеймо фабрики (увы, при нанесении слегка смазано). Надпись «S.M.F.» сверху в левом овале означает Sachsische Metallwaren Fabrik, что в переводе звучит как «Саксонская фабрика металлоизделий». Инициалы «W.» и «S.» (слева и справа от игральной кости в центре) означают Wellner Silber, или «Веллнеровское серебро». 2. Надпись «ALPACCA» относится к базовому металлу, на который наносится посеребрение. В правом овале приведено количество граммов серебра, истраченных на посеребрение. Размер овала слева составляет примерно 4,0x3,2 мм, овала справа — примерно 3,0x2,0 мм.
«Август Веллнер и сыновья» (между 1895 г. и 1910 г.)
3. Следующее клеймо фабрики «Август Веллнер». Состоит из обозначения емкости сосуда в cl. (1 cl.=10 ст3), овала и круга. В центре овала игральная кость. Обратите внимание, что всегда приводится одна и та же комбинация на игральной кости: одно очко сверху, два очка на боковой грани и четыре очка на передней грани. Надпись в овале «ALPACCA SILBER» означает «ПОСЕРЕБРЕННЫЙ МЕЛЬХИОР». Две буквы «Е» и «S» слева и справа от игральной кости (или «I» и «I») говорят о качестве посеребрения; причем «ES» означает «Erste Sorte», или «Первый сорт», а «II» означает более низкое качество посеребрения. Размер овала слева колеблется от 4,0x3,0 мм до 5,0x4,0 мм. В круге приведено количество граммов серебра, истраченных на посеребрение. Размер диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,8 мм, в случае двузначной цифры — 2,2 мм.
Представляет собой комбинацию предыдущего клейма № 2 и надписи «WELLNER SOHNE» («ВЕЛЛНЕР И СЫНОВЬЯ»), причем эта надпись может ставиться как снизу овала и круга, так и сверху. Отметим также различный вид двух точек в букве «О». Размер овала составляет примерно 4,0x3,2 мм, размер диаметра круга — 2,1 мм. Длина слова «WELLNER» составляет около 7 мм.
«Август Веллнер и сыновья», старая фабрика в Ауерхаммере (ранее 1910 г. и до 1926 г.)
4. В отличие от предыдущего клейма, здесь клеймо № 2 помещено внутри надписи «WELLNER SOEHNE». Другой характерный признак состоит в ином написании слова «SOEHNE», используются две буквы «ОЕ» вместо одной «О». Иногда дается обозначение года (в случае предметов столовой утвари, выпущенной специально для пароходных компаний). Длина слова «WELLNER» составляет около 6,2 мм. Размер овала заметно меньше, чем в случае клейма № 2, и колеблется между 2,7x2,3 мм и 3,8x3,0 мм. Размер диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,9 мм, в случае двузначной цифры — 2,1 мм.
5. Следующее клеймо фабрики в Ауерхаммере состоит из тех же двух слов «WELLNER» и «SOEHNE», что и клеймо № 4, но написанных через дефис. Средняя длина слова «WELLNER» составляет около 6,5 мм. Средний размер диаметра круга в случае однозначной цифры — 2,2 мм, в случае двузначной цифры — 2,6 мм В редких случаях предмет датируется при помощи ромба, в котором приводятся две последние цифры года Размер ромба по вертикали — 2 мм, по горизонтали — 3,5 мм.
«Август Веллнер и сыновья», новая фабрика в Ауе (ранее 1910 г. и до 1926 г.)
6. Это исключительно красивое клеймо использовалось до 1910 г. Оно состоит из надписи «SMF AUG' WELLNER-SNE АНЕ i S», что означает «Sachsische Metallwaren Fabrik August Wellner und Sohne, Aue in Sachsen» и переводится как «Саксонская фабрика металлоизделий Август Веллнер и сыновья, Ауе, Саксония». Эта надпись заключена в кольцо, находящееся внутри квадрата, в центре которого находится игральная кость с упомянутой выше комбинацией 1-2-4. Размер квадрата колеблется от 9x9 мм до 12x12 мм. В случае предметов столовой утвари, выпущенной специально для пароходных компаний, клеймо содержит датировку. Размер диаметра круга в случае двузначной цифры составляет 2,1 мм.
Это клеймо содержит ту же надпись, что и предыдущее, но в более развернутом виде. При этом существует масса разновидностей. Вначале, в 1911-1912 гг., верхняя строка надписи целиком выполняется в заглавных буквах, позже используются и строчные буквы. Кроме того, в 1911 — 1912 гг. третья строка надписи оторочена узорами, которые позже исчезают. Есть разница между написанием третьей строки в 1911 и 1912 гг., а именно: в 1911 г. используется дробь (i./S.), а в 1912-м ее уже нет (i. S.). В 1913 г. в клейме появляется прямоугольник для записи количества истраченного серебра, его размер — 1,5x2,6 мм. Длина слова «WELLNER» варьирует от 8,8 до 11,6 мм. Средний размер диаметра круга в случае однозначной цифры — 2,0 мм, в случае двузначной цифры — 2,3 мм. После 1914 г. датировка в клейме исчезает.
7.
8. В следующем клейме отсутствует верхняя строка надписи предыдущего клейма. Зато появляются две буквы — «A.-G.», что означает Aktien-Gesellschaft, т. е. «Акционерное общество». Длина слова «WELLNER» составляет 10,5 мм. Размер диаметра круга в случае двузначной цифры составляет 2,3 мм. Встречается редко.
9. В этом клейме исчезает информация о местоположении фабрики. Длина слова «WELLNER» варьирует от 5,9 до 7,6 мм. Размер диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,6 мм, в случае двузначной цифры — 2,5 мм.
10. В этом клейме исчезает имя Августа Веллнера, остается только «WELLNER SOHNE A.-G.», т. е. «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ВЕЛЛНЕР И СЫНОВЬЯ». Длина слова «WELLNER» составляет 6 мм. Размер диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,7 мм Это клеймо встречается очень редко!
«Август Веллнер и сыновья», старая фабрика в Ауерхаммере (1926-1927 гг.)
11. В 1925—1927 гг. у Веллнера и сыновей появляются филиалы в Италии и Голландии. Кроме того, в самом Ауе довольно успешно функционирует фабрика однофамильца Готтфрида Веллнера («GOTTFRIED WELLNER», сокращенно «GOWE»). Поэтому, чтобы выделиться на фоне других фабрик, с 1926 г. (или с 1927 г.) совершается переход к новому названию фирмы — «ORIGINAL WELLNER» («ИСТИННЫЙ ВЕЛЛНЕР»). При этом, помимо выпуска изделий с новым клеймом, на все непроданные изделия со старыми клеймами наносилась сверху (или сбоку, если нет места) надпечатка «ORIGINAL WELLNER» в картуше. Длина слова «WELLNER» в надпечатке составляет 8,2 мм. Длина слова «WELLNER» в старой части клейма составляет 6,4 мм. Размер диаметра круга — 2,5 мм. Последние две цифры хорошо совпадают с аналогичными данными для клейма № 5. Приведенное клеймо встречается крайне редко, что свидетельствует о том, что к 1926 г. фабрика в Ауерхаммере прекратила свою работу.
«Август Веллнер и сыновья», новая фабрика в Ауе (1926-1927 гг.)
12. Это клеймо представляет собой комбинацию вышеприведенного клейма № 8 с надпечаткой «ORIGINAL WELLNER», данной в картуше. Длина слова «WELLNER» в надпечатке составляет 12,1 мм. Длина слова «WELLNER» в старой части клейма составляет 9,4 мм, что хорошо совпадает с аналогичной цифрой для клейма № 8. Размер диаметра круга — 1,7 мм. Очень редкое клеймо!
13. Это клеймо представляет собой комбинацию вышеприведенного клейма № 9 с надпечаткой «ORIGINAL WELLNER», данной в картуше. Средняя длина слова «WELLNER» в надпечатке составляет 8 мм. Средняя длина слова «WELLNER» в старой части клейма составляет 6,7 мм. Величина диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,6 мм, в случае двузначной цифры — около 2,4 мм. Последние три цифры хорошо совпадают с аналогичными данными для клейма № 9.
14. Это клеймо представляет собой комбинацию вышеприведенного клейма № 10 с надпечаткой «ORIGINAL WELLNER», данной в картуше. Средняя длина слова «WELLNER» в надпечатке составляет 6,6 мм. Средняя длина слова «WELLNER» в старой части клейма составляет 6,4 мм. Средняя величина диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,7 мм. Последние две цифры хорошо совпадают с аналогичными данными для клейма № 10.
«Август Веллнер и сыновья» в Ауе, предвоенный и послевоенный периоды (1926-1958 гг.)
15. Основное клеймо для данного периода «ORIGINAL WELLNER» всегда дается в картуше. Длина слова «WELLNER» варьирует в диапазоне 6—12 мм. Иногда это клеймо датируется или оно содержит оригинальную маркировку количества истраченного серебра в граммах (GR).
16.Юбилейное клеймо, использованное в 1934 г. (80-летие фабрики). Диаметр круга с надписью «ORIGINAL WELLNER» составляет 14,5 мм. В центре круга — изображение трех гномов, несущих нож, вилку и ложку. Внизу две надписи: «Schwerversilbertes Alpacca» (Сильнопосеребренная альпака) и «Muster Ges. (Gesetzlich) geschiitzt» (Образец надписи защищен законом). Однако в дальнейшем использовалась немного измененная надпись.
17. Это клеймо применялось примерно с 1935 г. Внизу надпись «Alpacca schwerversilbert» означает «Сильнопосеребренная альпака».
Фабрика столовых приборов и серебряных изделий в Ауе (1958-1992 гг.).
18. Это клеймо содержит аббревиатуру «ABS» от полного названия «AUER BESTECK UND SILBER- WARENWERKE». Размер надписи «ABS» колеблется от 4,5 до 5,5 мм.
Филиал фабрики «Август Веллнер и сыновья» в Амстердаме, Голландия (1927-1944 гг.)
19. Основное клеймо Амстердамской фабрики всегда содержит надпись из одного слова «WELLNER». Длина слова «WELLNER» варьирует в диапазоне 8,2—11,5 мм. Величина диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,5—1,6 мм, в случае двузначной цифры — около 2,4 мм.
20. Данное клеймо содержит внизу дополнительную надпись: «Alpacca versilbert», что означает «Посеребренная альпака». Встречается редко.
21. Данное клеймо содержит внизу дополнительную надпись: «Alpacca schwerversilbert», что означает «Силь- нопосеребренная альпака».
Филиал фабрики «Август Веллнер и сыновья» во Флоренции, Италия (1925-1944 гг.)
22. Раннее клеймо флорентийской фабрики содержит надпись «WELLNER FIRENZE», в переводе с итальянского — «ВЕЛЛНЕР ФЛОРЕНЦИЯ», которая всегда дается в картуше. Длина слова «WELLNER» составляет 9,3 мм. Величина диаметра круга — 3,4 мм. В круге вместо цифры приводится аббревиатура «ES», что означает «Erste Sorte», т. е. «Первый сорт».
23. Позднее клеймо флорентийской фабрики (конец 30-х гг.) содержит надпись «ARGENTERIA WELLNER FIRENZE», что в переводе с итальянского означает «СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ФАБРИКИ ВЕЛЛНЕРА ВО ФЛОРЕНЦИИ». Длина слова «WELLNER» варьирует в диапазоне 5,4—6,2 мм. Величина диаметра крута в случае однозначной цифры — 1,6 мм, в случае двузначной цифры — 2,4 мм. Лого фабрики «AWF» дается в прямоугольнике с размером примерно 2x3 мм. Это клеймо имеет обязательную датировку.
Давид НИКОГОСЯН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 90 (октябрь 2011), стр.84