ФАБРИКА ВЕДЖВУДА
Основание фабрики — 1769 год.
В развитии изящного фарфора сыграл выдающуюся роль англичанин Джосия Веджвуд (1730—1795). Он происходил из семьи, занимавшейся гончарным делом в Стаффордшире в течение многих поколений, и посвятил этой профессии всю свою жизнь. Он был автором целого ряда усовершенствований в гончарной технике, и между иными — изобретения пирометра, дающего возможность точно измерять температуру обжига керамики. Однако он заслужил всемирную славу как создатель новых, не известных дотоле керамических масс. Свои открытия он сделал на фабрике «Этрурия» около Ньюкасла, которая ему принадлежала. Восхищенный красотой китайских красных керамических глин, он создал, соединяя глины с разной окраской, массы, похожие по виду на агат, мрамор и черепаший панцирь. Изделия, выработанные из этих смесей, имели натуральные прожилки (а не нарисованные на поверхности, как это делали до тех пор). Добавляя порошкообразный базальт, он получил очень черную массу, которая потом стала называться базальтовой. В 1781 году ему удалось получить керамическое вещество, похожее по структуре на фарфор и подкрашенное окислами металлов. Но в подлинном смысле это не были фарфор или керамическая глина. Эту массу называют фарфором Веджвуда. Очень эффектно выглядели изделия синего цвета в широкой шкале тонов — от светло-голубого до темно-синего.
Веджвуд усовершенствовал фаянсовую массу, что позволило производить посуду с тонкими стенками. Он назвал ее «посудой королевы». Именно из нее в 1774 году был сделан знаменитый сервиз для царицы Екатерины II, состоящий из двухсот пятидесяти двух предметов, декорированных по старинным гравюрам. В некоторые периоды фабрика выпускала также костяной фарфор.
С Веджвудом сотрудничали знаменитые художники, передававшие ему узоры и модели. Среди них наиболее известным был скульптор Джон Флаксман (1755—1826). Более всего ценятся изделия, выполненные при жизни Джосии Веджвуда, то есть до 1795 года, а также в период управления фабрикой его сыном.
На рубеже XVIII—XIX веков стиль изделий Веджвуда переняли почти все тогдашние европейские фабрики. В Польше такие изделия выпускали в Рацибуже и Цмелюве.
СТОК-ОН-ТРЕНТ
Развитием производства твердого фарфора, но с несколько измененным химическим составом, Англия обязана фабриканту Джосии Споуду. В 1795 году он начал производить новый вариант фарфора, называемый костяным, или английским твердым фарфором. Это был твердый фарфор с добавлением открытого до этого костяного фарфора. Изделия из этой массы имели неожиданно большой успех на рынке. Партнером Споуда стал Вильям Коупленд, который потом сотрудничал и с его сыном Джосией Споудом- младшим. В первой половине XIX века был создан целый
В Сток-он-Тренте также по сей день работает фабрика, основанная Томасом Минтоном, которая выпускала фарфор, похожий на фарфор Споуда как по художественному уровню, так и по выбору декора.
ЛОНГПОРТ
Производство фарфора — с 1793 года.
Джон Давенпорт основал в 1793 году в Лонгпорте фабрику фарфора, которая просуществовала до 1882 года. Ее сервизы делались по образцам изделий в Дерби, но уступали им по уровню декора. Главным мотивом декора в Лонгпорте были натуралистически выписанные цветы и фрукты, кроме того, обильное золочение краев посуды. В Лонгпорте существовала также другая фабрика, владельцем которой был Джон Роджера
Сейчас там работает фабрика фарфора (под управлением акционерной компании), которая использует прежние клейма Давенпорта.
Более мелкие английские фабрики фарфора
Кроме упомянутых и описанных фабрик, в Англии в конце XVIII и на протяжении XIX века существовали и другие фабрики, продукция которых не отличалась какими-либо особыми чертами. Эти фабрики выпускали
главным образом столовую посуду для повседневного пользования, но довольно хорошего качества. В техническом и художественном отношении они не превышали общий уровень уже упоминавшихся фабрик.
Фото лотов