Во второй половине XIX — начале XX века жизнь в Москве в художественном и экономическом отношениях несомненно, была не менее насыщенной, чем в столичном Петербурге. Также, как и в первой половине XIX столетия, ее мастерские и фабрики обеспечивали москвичей различных сословий всем необходимым ассортиментом художественных и бытовых изделий для барских особняков и квартир доходных домов, для оформления государственных и частных учреждений, гостиниц, ресторанов, магазинов и других общественных мест бурно разраставшегося города. Картина развивавшейся московской металлической промышленности отражала многие общие процессы, происходившие в экономике и социальной сфере, что хорошо можно проследить и на истории отдельных небольших производств. В этой публикации мы не будем касаться только серебряного и связанного с ним ювелирного дела, потому что это самостоятельная и уже довольно хорошо разработанная тема исследований.
В целом в московском металлическом производстве первой половины и середины XIX века преобладали заведения медяников и мастеров накладного серебра. Самыми крупными из тех, что специализировались на изделиях из накладного серебра, были мастерские Т. Ермилова, К.Я.Пеца, Х.Д.Спиридонова, В.Б.Суслова и Ф.И.Эмме. Предприятий по выпуску изделий из меди и бронзы было гораздо меньше, и только одно из них числилось фабрикой (Крумбюгеля), остальные — мастерскими, которыми владели И.Г.Кузнецов, И.Г.Макарухин, Г.Мутцбауэр, П.П.Петров, Я.Самарин, Н.Д.Полтавцев, П.В.Суровцев, А.Томашки. Именно из этих небольших заведений, располагавшихся в собственных домах мастеров-предпринимателей, во второй половине XIX столетия и «выросла» московская металлическая промышленность.
Москва прежде всего обеспечивала своих горожан столовыми предметами, другими изделиями для повседневного быта, церковной утварью, всегда востребованной в первопрестольной с ее многочисленными храмами и являвшейся непременной частью ассортимента многих производств, а также осветительными приборами, неизменно пользовавшимися спросом у покупателей разных сословий. Потребности же состоятельных москвичей в предметах роскоши удовлетворялись за счет привозных изделий — французских и петербургских.
В 1850-е годы из-за возросшей конкуренции с петербургскими и варшавскими фабриками, а также из-за необходимости переоборудования мастерских и оснащения их паровыми машинами в соответствии с требованиями времени производство накладного серебра в Москве сократилось. Не все предприниматели могли провести модернизацию, поэтому многие из тех, кто открыл в это время собственное дело (например, Третьяков, Юрцовский, Метлев и другие), не сумели выжить в таких условиях, разорившись, они вынуждены были ликвидировать свои производства.
Появившиеся вместо накладного серебра изделия из гальваносеребряной меди и никелевых сплавов большей частью были продукцией варшавских производителей. Так, фирма братьев Геннигер, представителем которой выступал «московский купец» Карл Федорович Маус, держала магазин на Кузнецком мосту, где помимо широкого ассортимента готовой продукции из мельхиора предлагала покупателям выполнить на заказ особо сложные, дорогие вещи. Активно торговал в центре Москвы, в собственном магазине и другой варшавский предприниматель — Осип Губертович Фраже , чьи «гальванические изделия накладного и нового серебра, ложки, вилки и разные другие вещи по фабричным ценам» пользовались у москвичей большим спросом. В 1850-е годы в магазине Годе, на Ильинке, можно было приобрести очень качественные отечественные мельхиоровые изделия известной Петербургской гальванопластической фабрики — разнообразную посуду и предметы личного пользования. В самом конце XIX века, в 1890-х годах, у московских фабрикантов появился еще один, пожалуй самый крупный конкурент — австриец А. Крупп, открывший московское отделение своего Берндорфского завода для массового производства модных, европейского дизайна и качества художественных, бытовых и столовых предметов.
Все эти причины и заставили московских производителей накладного серебра искать иные сферы деятельности, переключиться на другие материалы и ассортимент. Характерна в этом плане история мастерской Сергея Михайловича Иконникова, цехового мастера, открывшего свое заведение в начале 1850-х годов, который был вынужден начать изготавливать собственно серебряную продукцию, а в 1860 году уже числился серебряных дел мастером. На серебро и становившийся модным более гигиеничный мельхиор перешел и такой известный московский фабрикант, как К.Я.Пец. Московская фабрика Ксимантовских, основанная в 1830-х годах одновременно с большинством мастерских накладного серебра и единственная из подобных московских предприятий просуществовавшая почти до революции, во второй половине XIX столетия производила характерную для этого города церковную утварь, дополнив ее в начале 1910-х годов электрическими осветительными приборами.
Расширила свой ассортимент и другая мастерская, прежде тоже выпускавшая накладное серебро, которая принадлежала А.Фролову. По нескольким предметам, выявившимся в последнее время на антикварном рынке, уже можно судить о том, что эта маленькая, не очень известная мастерская в 1860-х годах производила необходимую для местной торговли художественную бронзу, от которой требовались не столько роскошные формы и отличное качество, сколько соответствие моде и доступные цены. Самая достоверная работа мастерской — промелькнувшая на нашем антикварном рынке скульптура «Крестьянин на пашне» с клеймом «Фроловъ». Она отличается несколько наивной пластикой и трактовкой композиции, в которой основание изображает пашню с трогательными червячками на поверхности. По стилистике она характерна для того круга русской камерной, преимущественно анонимной скульптуры с крестьянской тематикой, которая датируется 1860 годами. Как подписной вариант такой скульптуры, «Крестьянин на пашне» отливки Фролова знаменует собой появление собственно московской скульптурной пластики, которая во второй четверти XIX века была исключительно декоративным элементом чернильных приборов, подсвечников и каминных часов, а в 1850-е годы приобрела более самостоятельное значение в колоколах, пушках и настольных монументах фабрики Г. Шмидта.
Скорее всего А.Фроловым же были выполнены и часы, украшенные фигурой охотника и отмеченные клеймом-штампом «А.Ф.», поскольку в тот период другие производители художественного металла с такими инициалами неизвестны, а клеймо из инициалов было очень характерно для московских мастерских, работавших с медью и бронзой. Довольно качественное бронзовое литье, но без излишней чистоты и тонкости проработки, а также французский скульптурный сюжет могли бы свидетельствовать о том, что эти часы — обычный для России привозной европейский товар. Однако клеймо позволяет предположить, что это работа отечественных мастеров, что существенно меняет художественную значимость и ценность этого предмета. Фигура охотника, не представлявшая бы особого интереса ни на немецких, ни на французских часах второй половины XIX века, в данном случае — редкий образец московского бронзового литья, который можно датировать 1860—1870 годами. Часы наводят и на мысль о том, что многие подобные предметы среднего художественного уровня, которые мы привыкли относить к кругу западноевропейских вещей конца XIX столетия, вполне могут оказаться работами московских мастеров. Это тем более возможно, так как впервые часовщики показали свои изделия на московской выставке 1835 года, и с тех пор бронзовые корпуса местного производства продавались в магазинах, но мы пока не можем вычленить их из общей массы художественной бронзы второй трети XIX века. Так, например, в середине того столетия москвич Крумбюгель выпускал часовые корпуса в характерных для историзма формах и, возможно, со скульптурным декором.
В дальнейшем мастерская А.Фролова могла развиваться по двум направлениям. Одно — это расширение производства, связанное с изготовлением подсвечников, типичных для формообразования 1870—1880-х годов, из никелированной латуни, которые отмечены клеймом «Братья Фроловы». Другое — перепрофилирование мастерской, если только ее владельцем действительно был Алексей Федорович Фролов, основавший в 1868 году фабрику серебряных изделий по производству церковной утвари с клеймом «А.Ф.». Предприятие это было известно до 1897 года, а впоследствии, до начала 1910-х годов, в Москве работал мастер серебряного дела Сергей Алексеевич Фролов, специализировавшийся уже на предметах сервировки стола. В любом из этих вариантов история фабрики Фролова очень ярко иллюстрирует характерную для московского металлического производства картину того периода, когда в одном заведении (фабрике или мастерской) с присущими ему техниками обработки использовали разные материалы, что позволяло выжить в условиях конкуренции как со своими отечественными коллегами, так и иностранными производителями.
Вполне вероятно, что в такой же мастерской накладного серебра была отлита и фигурка отдыхающего крестьянина, которая в массе аналогичных по композиции и качеству исполнения небольших бронзовых фигур выделяется инициалами мастера, начеканенными внутри картуза. Буквы «И.П.» позволяют отнести «Крестьянина» к работам московской мастерской Ивана Афанасьевича Пекина, работавшего с 1856 года до второй половины 1860-х. Фигурка эта, датирующаяся 1860 годами, как и скульптура Фролова, еще раз свидетельствует о появлении именно в этот период самостоятельной скульптурной московской пластики преимущественно крестьянской тематики. 1860—1870 годами можно датировать и встречающуюся сейчас на антикварном рынке аналогичную по характеру непрофессиональной пластики фигуру мужика с медведем на поводке, на борте основания которой в модели проставлено клеймо в виде буквы «Ф». Клеймо, а также уровень художественного и технического исполнения позволяют предполагать, что это занятное произведение — тоже московская бронза, точнее — работа одной из небольших мастерских Е.Федотова, Федорова либо того же А. Фролова.
Специфика проработки фигур во всех трех предметах камерной пластики свидетельствует о том, что их делал не профессиональный скульптор. Это вполне типично для небольших московских производств, где модель чаще всего создавал формовщик из среды местных рабочих. Петербургские простонародные типажи того времени, практически все анонимные, носят отпечаток более профессиональных навыков скульптурной лепки, тем более что некоторые из них были выполнены по моделям Н.Либериха. В Москве же профессиональная авторская скульптура на крестьянскую тему появилась только в конце XIX века.
Хорошими ее примерами могут служить подписные сливки работ М.А.Козловской и К.А.Клодта, помеченные клеймом, в котором имя литейщика Бурдона объединено именем француза Г.Море, владельца модного магазина на Кузнецком мосту. Этот магазин, одно из многих подобных торговых заведений на Кузнецком мосту, существовал с начала 1870-х годов и торговал разнообразной дорогой галантереей, фарфором, а также интерьерной и кабинетной бронзой французского производства. В самом конце XIX века, в связи с повышением пошлин на ввоз импорта, его владельцу стало выгоднее иметь собственную мастерскую для отливки изделий по своим, привозным образкам и по моделям русских авторов. Подобные мастерские при модных магазинах иностранцы открывали в Петербуpre еще в первой половине XIX века. Мастерская Бурдона функционировала, видимо, весьма недолго, так как ни в одном справочнике московской промышленности он не числится, а единственное упоминание о нем мы находим в «Каталоге международной выставки изделий из металла и камня», прошедшей в 1903—1904 годах в Петербурге. Это позволяет датировать отливки Бурдона первой половиной 1900-х годов, но, возможно, работать в Москве он начал в 1890-е годы.
В России в конце XIX столетия стало обычным явлением обращение профессиональных скульпторов в небольшие частные мастерские для отливки своих выставочных работ, ограниченного авторского тиража или эксклюзивных, заказных произведений. Эта практика пришла к нам из Франции и Италии, где в противовес фабричному, тиражному производству стали возникать художественные студии (ателье), во многих случаях отливавшие авторскую скульптуру по выплавляемой восковой модели, что на французских и итальянских изделиях часто отмечалось клеймом «cire perdu», то есть «потерянный воск». Особенно эта техника литья была характерна для мастеров Италии, где в промышленном масштабе бронзу никогда не производили, но сохранившиеся с эпохи Возрождения традиции литья по восковой модели были продолжены в небольших мастерских Рима, Флоренции и Неаполя. Кстати, большинство производителей художественной бронзы Европы в XX веке работали с профессиональными скульпторами именно в рамках подобных небольших студий-ателье.
В России наиболее ярким примером подобной практики может служить мастерская (студия) Карло Робекки, замечательного флорентийского литейщика, приехавшего в Москву для перевода в бронзу работ П.Трубецкого в конце 1898 — начале 1899 года, когда прославленного скульптора пригласили преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Трубецкой признавал только метод «cire perdu», ибо эта техника позволяла очень точно и чисто воспроизводить характерные особенности нервной импрессионистической лепки, присущей творческому методу прославленного мэтра. На немногих скульптурах П.Трубецкого, отлитых Робекки в тот период, имя литейщика не проставлено, только: «Moscou». Но за довольно короткое пребывание в Москве литейщик успел поработать и на себя, отлив скульптуру и других авторов, известно его клеймо этого периода — «К. Robecci fondeur Moscou». В 1900 году мастер последовал за скульптором в Петербург, где до 1918 года успешно отливал произведения петербургских авторов, а для работы в московской мастерской вызвал сына Эмилио. Э. Робекки оставил отливки с клеймами «Е. Robecci fondeur Moscou» и «худож. бронз, мае. Э.Робекки», которые датируются 1900 годами. В 1910-е годы Эмилио либо еще работал у отца в Петербурге, либо уехал в Европу, где продолжил профессиональную деятельность. Известно, что начиная с 1930-х годов он трудился в собственной мастерской, находившейся недалеко от Парижа, где методом «cire perdu» отливал работы русских скульпторов-эмигрантов и таких французских мэтров, как Пикассо и Сандос.
С середины 1890-х годов лидером в области скульптурного литья в Москве стала фабрика братьев Вишневских, выполнявшая заказы на интерьерную бронзу и скульптуру для богатых московских особняков и на монументальные памятники. Бронзовое скульптурное литье фабрики, выполнявшееся как в песчаные формы, так и по выплавляемой модели, отличалось очень высоким техническим уровнем и покрывалось, как правило, темно-коричневой или черной декоративной патиной, хотя иногда использовалось и золочение. Для скульптурной пластики Вишневских характерен высокий художественный уровень, они использовали скульптуру известных русских и французских авторов, отливали фигуры и бюсты, изготовляли крупные каминные часы со скульптурным декором, по частным заказам повторяли некоторые образцы томировской интерьерной бронзы, как например — известные часы с композицией «Минин и Пожарский». К значительным эксклюзивным образцам скульптурного литья фабрики относится сложная композиция по модели М.А.Врубеля «Роберт и монахини», отлитая в 1898 году для особняка С.ТМорозова на Спиридоновке, построенного Ф. Шехтелем. Сотрудничество с архитектором Шехтелем, который поручал Вишневским изготовление дорогой бронзы для возведенных им особняков, заметно повышало высокий художественный уровень и рейтинг фабрики среди других московских предприятий.
Эпизодически, по заказам, скульптурные отливки в конце XIX — начале XX века могли выполнять и известная фабрика А.М.Постникова, другие, более мелкие заведения. Встречается довольно широкий круг небольших скульптур, неподписных, неплохого, но не превосходного качества, которые вполне могут оказаться работами московских мастеров-литейщиков. Отечественная пластика по сравнению с французской бронзой не отличалась особым сюжетным и жанровым разнообразием. В камерной скульптуре преобладали передвижнические мотивы, по поводу чего, правда, в отношении живописи, так высказался один из критиков: «чтобы удостоиться места на картине, люди должны быть бедными». Пользовались спросом бюсты государей-императоров и известных деятелей отечественной культуры, а также бронзовые лошади. Бронзовые бюсты в Москве, кроме Вишневских, отливали фабриканты Гербер и Виллер.
Небольшую кабинетную скульптуру, в том числе и бюсты, выпускала и небольшая мастерская скульптора Пожильцова, но уже не из бронзы, а из цинка, успешно заменявшего дорогостоящую бронзу в самых различных по назначению и доступных по цене изделиях. Цинковую скульптуру охотно приобретали москвичи для украшения холлов и вестибюлей частных домов и общественных зданий, а также для небольших закрытых двориков аристократических особняков. Примерами московской цинковой пластики являются крупных размеров фигуры работы фабрики Поля. Они были качественно отлиты и привлекали элегантными, модными формами, повторявшими последние парижские образцы. Во многих магазинах Москвы подобный товар был в изобилии.
Для совсем демократических слоев населения работали мастерские, производившие еще более дешевые имитации бронзовой скульптуры, — речь идет об изделиях из бронзированного гипса, впервые появившегося в Москве в середине XIX века. В конце столетия усовершенствованная бронзировка изделий позволяла имитировать «зеленую античную бронзу», а в начале XХ столетия специальным составом под античную бронзу тонировали фигуры из гипса, цемента и терракоты.
В то время цинк, в основном привозной материал, широко использовали в архитектурном убранстве зданий, а также для производства скульптурного литья и интерьерных предметов. Востребованность этого материала особенно сказалась в конце XIX века в связи с повышением спроса на разнообразные осветительные приборы. Быстро растущий город с увеличивавшимся населением требовал еще больше осветительных приборов, особенно ламп, ножки или подставки которых чаще всего были выполнены именно из цинка.
Благодаря активным научным изысканиям в области использования возможностей электричества в 1870 — 1880-х годах стало широко распространяться уличное и интерьерное освещение. В 1891 году, когда еще активно использовались приборы масляного, керосинового, свечного и газового освещения, в популярном московском журнале «Царь-колокол» можно было прочитать своеобразную рекламу электрического освещения, благодаря которому воздух «не заражен продуктами сгорания, не нагревается до духоты, а те, кто пользуется этим освещением, чувствуют себя лучше, аппетит увеличивается, сон становится крепче и спокойнее». С 1880-х годов началась широкая электрификация городов, соответственно увеличился спрос на разнообразную электрическую арматуру для освещения улиц, офисов, банков, заводов и частных жилищ. Появились новые предприятия, специализировавшиеся исключительно на осветительных приборах, этот раздел стал важным пунктом ассортимента фабрик, выпускавших интерьерную бронзу.
С самого начала производство электрических ламп в значительной степени было сосредоточено в Варшаве, где европейская стилистика сочеталась с высоким уровнем технического исполнения. Неудивительно, что при оформлении интерьеров гостиницы «Метрополь» крупный заказ на осветительную бронзу передали именно варшавскому фабриканту И.Серковскому, чья крупная фабрика просуществовала с 1867 до 1910-х годов и в начале XX века поставляла свою продукцию в самые крупные города империи, кроме Петербурга. Но и в Москве очень быстро появились собственные предприятия по производству электрических приборов, разных как по художественному уровню, так и по цене. Первенствовала все та же фабрика «Братья Вишневские», производившая и магазинный товар, и дорогие заказные люстры, лампы и бра для особняков аристократии.
Не меньшей популярностью, чем продукция Вишневских, пользовались люстры фабрики Шнейдера, которые можно было приобрести в собственном магазине фабрики, на Кузнецком мосту. Бурное развитие Москвы в начале XX века, сопровождавшееся активным строительством жилых, общественных и промышленных зданий, предоставляло обширное поле деятельности не только крупным фабрикам, но и маленьким мастерским, и частным студиям. Общеевропейская реакция в начале XX века на засилье машинного, тиражного производства сказалась на практике изготовления заказных интерьерных предметов по рисункам, предоставленным заказчиком. Такие услуги предлагала и крупная московская фабрика Шнейдера, и небольшая художественная студия Метнера, мастерские которого были ориентированы исключительно на штучные, заказные изделия по индивидуальным эскизам.
Типовую же осветительную арматуру, бронзовую и латунную, для освещения квартир в доходных домах, железных дорог и улиц производили многие крупные промышленные объединения, например, завод Московского акционерного общества «Динамо» или немецкая фирма «Сименс и Гальске», входившая в Акционерное общество русских электромеханических заводов и имевшая собственный магазин на Маросейке.
Художественная стилистика в сочетании со спецификой электрического освещения диктовала определенные конструктивные формы и материалы при производстве осветительных приборов, в которых дорогую бронзу в большинстве случаев заменяли латунью, а в небольших предметах — цинком, латунью и медью. Значительный интерес к меди проявился у московских мастеров в связи с расцветом «русского стиля», который охватил все художественные сферы — от архитектуры до декоративно-прикладного искусства. Московский художественный металл в последней трети XIX — начале XX века развивался во многом в рамках «русского» и последующего неорусского стилей. Мягкая, пластичная медь, хорошо поддававшаяся ручной чеканке и гравировке, лучше всего подходила для стилизаций под посудные и декоративные формы XVI—XVIII веков. Дошедшие до нас изделия, выполненные в этой манере, разделяются на две категории, между которыми иногда трудно провести границу. Одни работы московских медяников относятся к разряду модных изделий в «русском стиле», радовавших глаз любителей старины своей сочной древнерусской орнаментикой и пользовавшихся большим спросом в купеческой Москве. К другому разряду относились сознательные подделки под старинную утварь, часто определяемые сейчас как изделия Марьиной рощи, которая, по воспоминаниям современников, славилась мастерскими, выпускавшими подобный «левый» товар.
Интерес представляют и медные декоративные изделия в неорусской стилистике, выполненные ручным способом, украшенные чеканными изображениями и орнаментами, в частности, связанные с 300-летием Дома Романовых. При создании таких работ мастер-ремесленник использовал в качестве иконографического образца живописные или графические изображения, публиковавшиеся в различных изданиях.
Во второй половине XIX века в Москве был отмечен возросший интерес к профессиональному образованию в художественной области. В 1880-е годы большой вклад в это дело внесли ремесленные школы при фабриках П.А.Овчинникова и А.М.Постникова, воспитывавшие кадры высококвалифицированных исполнителей художественной продукции. Но самым значительным явлением стала Строгановская школа рисования, ученики которой уже в середине XIX века создавали «рисунки к фабричным производствам». В 1860 году школа была преобразована в Строгановское училище, сыгравшее огромную роль в подготовке отечественных мастеров декоративно-прикладного искусства и распространении «русского стиля». Высокий художественный уровень работ строгановцев позволял экспонировать их на отечественных выставках 1882,1896 годов и на различных международных выставках, в частности, в Турине в 1911 году. В конце XIX — начале XX века программой училища была предусмотрена непосредственная связь теории с практикой, что осуществлялось в виде различных официальных и частных конкурсов рисунков для художественной промышленности, которые оценивало жюри из известных художников, архитекторов и крупных промышленников. В гальванопластической, чеканной, литейной, эмалевой и ювелирной мастерских училища будущие мастера не только обучались профессии, но и выполняли художественные работы для состоятельных заказчиков. Выпускниками училища были такие талантливые художники, проявившие себя в прикладном искусстве, как С.И.Ягужинский, С.И.Вашков, Л.Х.Рапник и другие, кто использовал в своем творчестве многовековые традиции русского художественного металла.
Важным, во многом стимулирующим фактором в развитии московской художественной промышленности стали выставки, проводившиеся во второй половине XIX — начале XX века. Особенное значение имели две крупные всероссийские мануфактурные выставки 1865 и 1882 годов, материал которых позволял анализировать состояние торгово-промышленной деятельности в разных сферах и предлагать меры по ее улучшению. Наиболее широко московские производители художественного металла, даже совсем небольшие мастерские, смогли показать свои достижения в 1882 году. С продукцией и техническими достижениями многих современных европейских производств москвичей познакомила Политехническая выставка 1872 года, приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра I, на которой продукция московских фабрик была представлена фирмами-производителями серебра. Большой интерес вызвала у москвичей и французская выставка 1891 года, представившая эталонные изделия фабрик Барбедьена, Пинедо, братьев Тьебо, Кристофля, Шарпантье и других известных производителей эксклюзивного товара, иначе говоря, предметы роскоши. Главной целью выставки было показать «все, чем может гордиться Франция», что объяснялось тогдашней озабоченностью французов обилием дешевых австрийских и немецких подделок под французские вещи, заполонивших к тому времени европейский рынок. Эти подделки, попадая в Россию, в Петербург и Москву, составляли значительную конкуренцию подлинному французскому товару и в какой-то степени портили художественный вкус потребителей. И, наконец, ремесленные выставки, последняя из которых прошла в Москве в 1913 году, тоже сыграли свою роль в стремлении московских властей и промышленников повысить уровень художественной промышленности и поддержать занятых в этой области мелких производителей предметов повседневного спроса, необходимых для функционирования и процветания большого европейского города, каким в начале XX века стала Москва.
Список московских мастерских накладного серебра
(дополнение к списку, опубликованному в № 1 журнала «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» за 2002 год, под заголовком «Заменители серебра в России»).
АНИСИМОВ Т. Е. 1840-е — начало 1850-х годов.
ВАСИЛЬЕВ Павел. 1860-е годы. Купец 2-й гильдии, владелец мастерской накладного серебра, упоминается в 1860 году.
ВОЛКОВ Спиридон. 1830-е годы.
Владелец небольшой мастерской накладного серебра, выпускавшей церковную утварь, в том числе и иконные оклады. Участник выставки 1835 года.
ЗУЕВ Харлампий Кузьмич. 1806 — начало 1830-х годов.
ИКОННИКОВ Сергей Михайлович. 1850-е годы. Цеховой мастер, владелец мастерской накладного серебра в Басманной части. Клеймо: «ИКОННИКОВЪ».
ИПАТОВ Тимофей. 1830 — 1860-е годы. Цеховой мастер, владелец небольшой мастерской накладного серебра. На изделиях ставилось клеймо: М.Т.И.
КАШИРИН Е.П. 1880-е годы. Владелец мастерской (фабрики) по изготовлению изделий из накладного серебра и небольших предметов кабинетной бронзы. Клеймо на накладном серебре: «КАШИРИНЪ».
КРУГЛОВ. Начало 1850-х — начало 1860-х годов. Владелец мастерской накладного серебра (упоминается в 1852 и 1860 годах).
КУВШИННИКОВ Иван Пантелеевич. 1830-е годы. Купец 3-й гильдии, владелец мастерской по изготовлению медных посеребренных изделий.
МАЛОВ С. 1860-е годы. Купец 1-й гильдии, владелец мастерской накладного серебра в Хамовнической части (упоминается в 1860 году).
МЕТЛЕВ. Начало 1850-х годов. Владелец небольшой мастерской накладного серебра.
ОЗЕРОВ Василий Семенович. 1850-е годы. Владелец мастерской накладного серебра, производившей церковную утварь.
СТЕПАНОВ Евстигней Григорьевич. 1850-е годы. Владелец мастерской изделий апплике в Рогожской части.
СТОЛЯРОВ Андрей Егорович. 1830-е годы. Мещанин, владелец мастерской накладного серебра в Рогожской части. Участник выставки 1831 года.
ТРЕТЬЯКОВ. 1850-е годы. Цеховой мастер, владелец мастерской накладного серебра, упоминается в 1852 году.
ФЕДОРОВ. 1830-е годы. Владелец мастерской накладного серебра.
ФЕДОТОВ Е. 1860-е годы. Цеховой мастер, владелец мастерской накладного серебра.
ЧИПУНОВ С.Н. Вторая половина 1880-х годов. Владелец фабрики изделий из накладного серебра в Лефортовской части.
ЮРЦОВСКИЙ. 1850-е годы. Цеховой мастер, владелец мастерской накладного серебра, упоминается в 1852 году.
Московские мастерские, работавшие с бронзой, латунью, медью и цинком
БАНДЛИ Александр Александрович. 1880-е — 1917 год. Владелец бронзолитейного завода, располагавшегося на Б.Грузинской ул. и выпускавшего главным образом осветительные приборы из золоченой бронзы. Магазин фабрики находился в Лубянском пассаже. В 1890-е годы завод переходит к Рудольфу Романовичу Бандли. Участник выставки 1896 года (канделябры и люстры).
БЕРТНЕР Т.Н. 1875 — 1880-е годы. Владелец фабрики по производству небольших кабинетных предметов и настольных осветительных приборов из бронзы (канделябров, подсвечников), которые продавались в России и за границей. Фабрика находилась на Лубянке и относилась к торговому дому «Бернер и Зерафин». Участник выставки 1882 года.
ВИЛЛЕР. 1875 — 1917 годы. Владелец бронзо-цинколитейного и кузнечно-слесарного завода и магазина, купец 2-й гильдии. Ассортимент изделий из бронзы: общественные памятники, бюсты государей, военных и гражданских деятелей.
ВИШНЕВСКИЕ Евгений Феликсович, Лев Феликсович и Феликс Феликсович. 1880 — 1917 годы. Совладельцы известной московской бронзолитейной фабрики, одной из крупнейших в Москве, созданной на базе небольшой мастерской по золочению, никелировке и серебрению изделий. Основана в 1880 году Феликсом Вишневским. В начале XX века было получено звание поставщиков Императорского двора, основан торговый дом «Братья Вишневские» и открыт магазин. Интерьерная бронза фабрики, отличавшаяся пышностью и броскостью, особенной популярностью пользовалась в торгово-предпринимательской (купеческой) среде. Вишневские выполняли заказы на художественную бронзу (осветительные приборы и скульптуру) для богатых купеческих особняков и гостиниц и на монументальное (мемориальное) литье, а также церковную утварь, образцы которой экспонировались в 1896 году в Нижнем Новгороде. Фабрика сотрудничала с архитектором Ф.О.Шехтелем, доверявшим ей заказы на выполнение интерьерной бронзы по своим эскизам. В ассортименте фабрики преобладали электрические осветительные приборы, скульптура была относительно немногочисленной и носила заказной характер. На изделиях проставлялось клеймо: «Бр.Вишневские. Москва», на отдельных экземплярах скульптуры встречается клеймо латиницей. Участие в выставках: в 1896 (Нижний Новгород), 1900 (Париж, золотая медаль) годах.
ГЕРБЕР Федор Густавович (Теодор Густав). 1845 — начало 1870-х годов. Временный цеховой мастер, отставной штаб-ротмистр, владелец сначала мастерской, затем фабрики бронзовых и мельхиоровых изделий, выпускавшей недорогую интерьерную и кабинетную продукцию, многие образцы которой исполнялись по собственным моделям Гербера. В 1860-е годы производство расширилось за счет предметов из мельхиора. В ассортимент бронзовых изделий входили (помимо подсвечников, канделябров, ваз, пепельниц, спичечниц и колокольчиков) бронзовые кабинетные бюсты, например, бюст императора Николая Павловича. Бронзовые работы фабрики отличались неплохим качеством литья и доступными ценами. Участие в выставках: в 1865 (малая серебряная медаль), 1870 годах.
ДЕНИСОВ Семен Денисович. 1874 — после 1882 года.Владелец мастерской по производству небольших кабинетных предметов, находившейся на ул. Ильинке. Ассортимент: канделябры и подсвечники, лампы и другие предметы.
ЕЛАГИН Константин Алексеевич. 1859 — после 1882 года. Владелец бронзолитейной фабрики на Петровке, в доме Высокопетровского монастыря. Фабрика выпускала различные кабинетные предметы и письменные приборы, часто украшенные скульптурным декором, например — чернильный прибор с воспроизведением памятника Минину и Пожарскому. В 1870-е годы, в период расцвета «русского стиля», фабрика стала известна своей продукцией в виде уменьшенных копий колоколов, кремлевских пушек и других исторических памятников Москвы. Художественная бронза Елагина пользовалась хорошим спросом на местном рынке благодаря исторической и национальной тематике изделий, их неплохому качеству и недорогим ценам. На многих изделиях стояло клеймо: «К.А.ЕЛАГИН. МОСКВА». Участник выставки 1882 года.
ЕСИН А.П. 1910-е годы. Владелец небольшой фабрики бронзовых изделий и осветительной арматуры.
ЗАЛЬФИШЕР А. и В., братья. 1879 — 1880-е годы. Владелец бронзолитейной фабрики у М.Каменного моста и Торгового дома. Изделия продавались не только в Москве, но в других регионах. Участники выставки 1882 года.
ЗОЛОТАРЕВЫ, братья. 1908—1910-е годы. Владельцы фабрики металлических изделий и торгового дома. Фабрика производила художественные и бытовые изделия из меди, белого металла и никеля.
КАЙНОВ Яков Васильевич. 1896 — 1917 годы. Владелец небольшой фабрики бронзовых изделий.
КОЗЛОВ А.С. 1872 — после 1913 года. Скульптурная, мраморная и бронзо-цинколитейная фабрика. В 1870—1880-е годы здесь отливали бюсты, статуи, вазы, памятники из цинка, терракоты и папье-маше. В начале XX века предприятие числилось как «А.С.Козлова Преемники» и помимо цинковых изделий отливало бронзовые фигуры, бронзу для освещения и церковную утварь. Ассортимент дополнялся изделиями в технике гальванопластики.
КОСТЯНИЦЫН И.В. 1898 — после 1909 года. Владелец небольшой фабрики ламп и металлических изделий.
КРУМБЮГЕЛЬ (Крумбигель) Вильгельм Андреевич (Крумбюгель В.А. и Шенфельд X.). 1835 —1886 годы. Купец 2-й гильдии, владелец фабрики бронзовых и металлических изделий, располагавшейся на Кузнецком мосту, в доме кн. Голицына. В ассортимент входили осветительные приборы (канделябры, люстры, карсельские лампы), часовые корпуса (с 1850-х гг.) и небольшие интерьерные и кабинетные вещи, а также предметы из заменителей бронзы и бронзированного гипса. В ранний период своей истории фабрика получала крупные заказы, например, крупные бронзовые торшеры в русско-византийском стиле для Большого Кремлевского дворца в Москве (1840-е гг.). Для продукции Крумбюгеля 1840—1850-х голов характерно высокое художественное и техническое качество. С момента основания и до середины 1860-х голов его фабрика была крупнейшим и самым оснащенным в техническом плане бронзолитейным предприятием в Москве. Постепенно фабрика утратила свою ведущую роль в московском бронзолитейном производстве и в середине 1880-х годов уже выпускала недорогие общеупотребительные предметы (подсвечники, письменные приборы, лампы) не очень высокого качества. На выставке 1882 года скромные изделия Крумбюгеля не отличались по качеству от продукции других небольших мастерских и фабрик. Участие в выставках: в 1843, 1851 (Лондон), 1853,1861,1882 годах.
КУЗЬМИЧЕВ Антип Иванович. 1856 — после 1908 года.Владелец небольшой фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий. Выпускал столовые предметы и церковную утварь в «русском стиле».
МАГОЛИН В.П. 1880 — 1914 годы. Владелец фабрики бронзовых изделий. Ассортимент: письменные приборы, бронза для освещения, церковная утварь.
МАКСИМОВ Александр Максимович. 1870 — после 1882 года. Владелец фабрики по производству бронзовых изделий, которая находилась в Тверской части.
МЕШКОВЫ Николай Семенович, Трифон Николаевич. 1869 — 1917 годы. Мешков НС. основал в 1869 году фабрику бронзовой церковной утвари, поставлявшейся во многие города России. Экспонировал свою продукцию на выставке 1882 гола. После этого, в 1880-х годах, фабрика перешла к его сыну, Т.Н. Мешкову, значительно расширившему дело. В начале XX века предприятие числилось как фабрика золотых, серебряных и бронзовых изделий и церковной утвари.
МЕТНЕР Е.М. 1900 — 1917 годы. Владелец художественной студии и мастерских на Плющихе по производству декоративных интерьерных вещей, бронзовых электрических осветительных приборов, накладок на мебель и церковной утвари. Мастерская была хорошо оснащена, изделия здесь выполняли только по заказам, включая и крупные сложные работы как по эскизам мастеров студии, так и по рисункам заказчика. Основной задачей студии было исполнение предметов ручной работы для конкретных интерьеров.
МОСКОВСКАЯ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. 1907— 1917 годы. Название завода по производству художественной бронзы и военно-офицерских вещей.
«МЮР И МЕРИЛИЗ». 1913 — 1918 годы. Крупная московская торговая фирма, основанная в 1845 году выходцами из Шотландии. Имела известный магазин в центре Москвы, на углу Театральной площади и Кузнецкого моста. В 1913 году была открыта собственная фабрика для производства электрических осветительных приборов из бронзы и латунных самоваров. В 1918 году фабрика, как и вся фирма, прекратила свою деятельность.
НИКИТИН Я.А. (Яков). 1892 — 1914 годы. Владелец небольшой бронзолитейной и металлической фабрики, выпускавшей бронзу для электрического освещения и небольшие изделия, часть которых была прорекламирована в одном из статистических сборников 1900-х годов как «предметы роскоши». Участник выставки 1896 года (Нижний Новгород).
ОЛОВЯНИШНИКОВ П.И. 1848 — 1917 годы. Владелец известных в России колокольного завода (основанного в 1766 г.) и фабрики церковной утвари из серебра, накладного серебра и бронзы (основанной в 1848 г.). Фирма имела звание поставщика Императорского двора с 1909 года. Клеймо конца XIX века на церковной утвари из белого металла: «ТОРГОВЫЙ ДОМ П.И.ОЛОВЯНИШНИКОВА С СЫНОВЬЯМИ».
ПОЛЬ ГЕОРГ. Москва. 1878 — 1910-е годы. Владелец художественно-строительного и цинколитейного завода. Ассортимент: цинковое литье, скульптура (фигуры), фонтаны, архитектурный декор.
ПОЖИЛЬЦОВ Станислав Андреевич. 1897 — после 1908 года.
ПОСТНИКОВ Андрей Михайлович. 1868 — 1917 годы. Купец, владелец крупной фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий. Изделия Постникова, участвовавшие с 1870 года во многих всероссийских и всемирных художественно-промышленных выставках, славились очень высоким уровнем художественного и технического исполнения. В 1877 году было получено звание придворного поставщика, в 1886 году — организовано «Товары фабрики металлических изделий А.М.Постникова». Наиболее известны были культовые изделия в «русском стиле» из серебра и бронзы, в том числе с эмалями выполнявшиеся по рисункам известных скульпторов и архитекторов. В 1880 — 1890-е годы в небольшом количестве, на заказ выполнялась бронзовая пластика по моделям русских скульпторов. В начале XX века ювелирная, культовая и скульптурная продукция фабрики дополнялась изделиями из цинка и железа. В это время предприятие принадлежало наследникам — Алексею Андреевичу и Дмитрию Андреевичу Постниковым. Его изделия экспонировались на выставках 1870 и 1882 годов.
Постников Дмитрий Андреевич в 1878 году открыл мастерскую с редкой специализацией — здесь выпускали рыцарское вооружение, щиты, шлемы, кинжалы, шпап. (возможно, сувенирные, подарочные и бутафорские вещи), также показанные на выставке 1882 года. Изделия мастерской поставлялись в другие регионы.
РОБЕККИ Карл. Москва — Санкт-Петербург. 1898 — 1917 годы. Итальянский мастер-литейщик, приглашенный в 1898 году в Москву для работы в литейной мастерской при Московском училище живописи, ваяния и зодчества Первоначально переводил в бронзу модели П.П.Трубецкого и учеников училища, работы других русских скульпторов, как известных, так и тех, кто был связан с училищем. С 1906 до 1918 года работал в собственной мастерской в Петербурге, отливая авторские тиражи и выставочные экземпляры по моделям известных русских скульпторов, например, В.Беклемишева. Работы мастерской отличались высоким уровнем технического исполнения. В Москве в 1900-х годах работал его сын Э.Робекки.
СОКОЛОВ Андрей Егорович. 1839 — после 1908 года. Купец 3-й гильдии, владелец бронзолитейной фабрики в Тверской части, выпускавшей церковную утварь, осветительные приборы (люстры, лампы и подсвечники), а также интерьерные и кабинетные вещи. Интерьерная бронза, особенно заказные и выставочные экземпляры, отличалась насыщенным пластическим декором и прекрасным качеством литья. В 1899 году фабрика была преобразована в . фирму «А.Е.Соколов и сыновья». За хорошее качество своих изделий Соколов получил звание поставщика Императорского двора. В начале XX века фабрика принадлежала наследникам — А.А. и Д.А. Соколовым. Изделия успешно продавались в Москве и других городах Российской империи. Участие в выставках: в 1861, 1870 (серебряная медаль за бронзовые изделия в «русском стиле»), 1882, 1896 (Нижний Новгород) годах.
СУРОВЦЕВ Прокофий Васильевич, затем Николай Прокофьевич. 1839—1860-е годы. Купцы, владельцы фабрики медных изделий в Сущевской части. Ассортимент включал самовары из томпака и красной меди, рукомойники, подносы, кофейники и другие предметы обихода. Фабрика часто выполняла заказы для Азии, Египта и Константинополя на разнообразную латунную посуду и домашнюю утварь. Участники выставок 1839 и 1853 годов.
ТАРАСУТИН Парфений Иванович. 1890-е годы. Фабрика бронзовой церковной позолоченной утвари.
ТИХОНОВ В.Т. 1863 — 1900-е годы. Владелец небольшой фабрики на Сретенке, выпускавшей кабинетные предметы, осветительные приборы и культовую утварь в «русском стиле» с использованием эмали. Выполнялись также изделия по рисункам профессиональных мастеров (например, подсвечники по эскизу Ф.Шехтеля). Участник выставки 1882 года и Международной выставки изделий из металла и камня в Петербурге 1903—1904 годов.
ТЕРЕХОВ Иван Андреевич. 1887 — конец 1900-х годов. Купец, владелец небольшой фабрики, выпускавшей недорогую интерьерную и кабинетную бронзу.
ТОМАШКИ Август Самойлович. 1831 — 1864 годы. Купец, владелец фабрики бронзовых и металлических изделий в Тверской части, выпускавшей преимущественно разнообразные осветительные приборы из золоченой бронзы (люстры, подсвечники, лампы карсельские, стенные и столовые). Имел звание придворного фабриканта. В 1864 году фабрика перешла к Н.Шебанову. Участник выставок 1843, 1853, 1861 годов.
ТОПОЛЕВ Н.Н. 1891 — 1914 годы. Владелец медно-бронзолитейной и арматурной фабрики в Марьиной роще.
ФЕДОРОВ Ф.Е. 1860-е — после 1909 года. Владелец небольшой фабрики по производству церковной утвари и разнообразных ламп. Его наследница — В.Ф.Федорова в 1890-е годы расширила ассортимент за счет электрических осветительных приборов и разнообразных металлических изделий.
ЧЕРНЫШЕВ А.П. 1898 — начало XX века. Владелец бронзо-цинколитейной мастерской на Пресне.
ЧУМАКОВ П.И. 1862— после 1908 года. Владелец фабрики бронзовых и металлических изделий, выпускавшей небольшие кабинетные вещи.
ШЕБАНОВ Н.Е. (Николай). 1864 — после 1889 года. Владелец небольшой бронзолитейной и ламповой фабрики, приобретенной у бывшего придворного фабриканта А.С. Томашки. Помимо разнообразных осветительных приборов выпускал небольшие кабинетные предметы и посуду, преимущественно в «русском стиле». Участие в выставках: в 1865 (малая серебряная медаль), 1870, 1882 (почетный отзыв и медаль) годах.
ШЕФФЕР Иоганн. 1888 — после 1909 года. Владелец цинко-меднолитейного завода на Новослободской улице. Ассортимент: художественная бронза и бронза для мебели.
ШНЕЙДЕР А.Е. 1869— после 1909 года. Владелец бронзовой и ламповой фабрики, находившейся на Цветном бульваре, и магазина художественной бронзы на Кузнецком мосту, в доме кн. Глицына. Ассортимент: лампы, бра, письменные и каминные приборы, вазы и церковная утварь, которая выполнялась как по эскизам, разработанным на фабрике, так и по собственным рисункам заказчиков. В конце XIX века ассортимент пополнился за счет бронзовой электрической осветительной арматуры. Предприятие Шнейдера принимало заказы на реставрацию старинной бронзы. Изделия фабрики были хорошего качества и пользовались спросом.
Светлана КАЙКОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 44 (январь — февраль 2007), стр.92