Художественные изделия восточных мастеров всегда привлекали и продолжают привлекать внимание специалистов и любителей-коллекционеров. Среди этих изделий почетное место занимают восточные веера, отличающиеся разнообразием форм, богатством убранства и высоким мастерством исполнения.
С давних времен веера с Востока оказывали влияние на подобные изделия в европейских странах. Самый древний вид этих предметов — опахала, состоявшие из экранов различных форм и материалов, укрепленных на рукоятках, Надо сказать, что и складные веера, столь распространенные в Европе, были изобретены в VII—VIIIвеках в Японии, а в европейские страны они попали в конце XV— начале XVIвека уже из Китая.
В последнее время коллекционеры все больше стали интересоваться восточными веерами. Вот один яркий пример: петербургский реставратор Е.П.Янковская собрала более тысячи восточных, преимущественно японских вееров. Естественно, основные собрания этих предметов профильно оседают и хранятся в музеях, в том числе и специализированных. Так, Московский музей-усадьба Останкино в своем знаменитом собрании вееров хранит небольшую, но весьма интересную и ценную коллекцию восточных вееров. Самый старый среди них — индийское опахало конца ХVII— начала ХVIIIвека, напоминающее лист сказочного экзотического дерева. Его форма, система убранства и даже выполненная в сложном изгибе рукоять демонстрируют характерные черты декоративных индийских приемов. Изогнутая деревянная рукоять опахала, перевитая кожаной лентой с вызолоченной поверхностью, у подножия экрана завершается типичной для индийского искусства килеобразной фигурой, украшенной рельефными вызолоченными узорами с крошечной танцовщицей в центре. От этой фигуры, словно прожилки естественного листа, по прозрачной поверхности слюдяного экрана расходятся выпуклые вызолоченные полоски, образуя шесть декоративных сегментов. В двух центральных ангобом рисованы дородные женские фигуры, вдыхающие аромат поднесенных к лицу цветков. Остальные сегменты, а также идущая по кромке полоса, заполнены красивой декоративной вязью стилизованных растительных узоров. Множество разбросанных по поверхности «пятнышек» вызолоченных цветков-розеток в двух случаях образуют украшения на груди женских фигур. В довершение опахало обрамлено разноцветной бахромой из шелковых нитей, напоминающих перья экзотических птиц.
В отличие от этого изысканного сказочного листа другое индийское опахало создано из настоящего пальмового листа, покрытого подсвеченным лаком. Его рукоять тоже завершается традиционной килеобразной формой. Подножие экрана украшено ажурным черно- силуэтным узором, в который вкомпанованы две смотрящие друг на друга птицы. Роспись в сугубо восточном духе удивительно напоминает подобные мотивы в славянском народном искусстве, Это простое, скромно оформленное опахало было создано в конце ХIХ — начале ХХ века и, естественно, в отличие от первого было предназначено для более низких сословий.
Самое роскошное по оформлению — третье индийское опахало, необычная форма которого всегда привлекала внимание и поражала воображение европейцев. Оно принадлежит к типу восточных опахал, сделанных в виде флажков, свободно, наподобие флюгера, вращающихся вокруг оси рукояти.
Такие опахала-флажки были заимствованы на Востоке, европейские модницы пользовались ими с XVIи вплоть до второй половины ХVIIвека, о чем свидетельствуют листки и журналы мод того времени. На Востоке же, особенно в арабском мире, эта форма бытовала до ХХ века, привлекая внимание европейских художников всех рангов.
Этим опахалом, созданным во второй половине ХХ века, несомненно, пользовались в богатых индийских семьях, о чем говорит определенная элегантность формы и по-восточному чрезвычайно обильные украшения. Опахало оформлено в виде изящной секиры, богато декорированной разноцветными полосками тканей с разными узорами, расшитыми золотистыми металлически- ми нитями и блестками.
Среди восточных вееров наиболее характерные по художественному убранству китайские веера середины ХХ века. Тогда было очень распространено оформление веерных экранов сюжетами, прославлявшими правителей Китая различных ступеней. Как правило, изображалась правящая чета в окружении сонма придворных во время торжественных приемов, выходов и прогулок, на конных состязаниях и военных парадах. Персонажи и антураж композиций исполнены с такими скрупулезными подробностями, что по ним можно изучать некоторые стороны материальной культуры Поднебесной того времени, К примеру, одежды персонажей созданы из аппликативно наклеенных тканей. Даже в декоративную роспись лаковых и художественную резьбу костяных станков весьма умело вкомпанованы изображения человеческих фигурок, сюжетных композиций, отдельных зданий и предметов, а также фрагментов пейзажей,
Подобные изображения и художественные приемы характерны не только для вееров, они перекликаются с декоративными приемами в убранстве и других изделий китайского прикладного искусства, например, фарфора или футляров к самим веерам. Их внешнему оформлению присущи те же тенденции, что и другим предметам. Но следует особо отметить, что наиболее ярко и броско дается декоративная роспись на фоне цветной шелковой обтяжки внутри самих футляров.
На одном из китайских вееров середины ХХ века представлена чета каких-то земельных правителей за красным круглым столом в окружении придворных и одного старца-мудреца. Интересно отметить чисто технический декорационный прием, идущий от ХVIIIвека, когда на лица, а зачастую и на руки рисованных фигур аппликативно наклеивались расписные костяные пластинки. Очень красив оборот экрана, на котором с яркой монументальностью и высоким уровнем мастерства изображены два крупных голубя среди цветов. Необыкновенной нарядностью отличается ажурный, резной, с вызолоченной поверхностью лаковый станок. В сложную декоративность его как раз вкомпанованы реальные сюжеты: фигурки людей за разнообразными занятиями, всевозможные строения, мосты, парковые украшения, пейзажные мотивы и т.д.
Двусторонний экран другого веера расписан многофигурными композициями, умело включенными в сегменты‚ веера, представляющими какие-то многолюдные придворные церемонии. Соблюдая правила декоративного убранства предмета, авторы умело воспроизвели тонкости китайского церемониального этикета, Здесь тоже применен прием создания ликов из ап- пликативных костяных пластинок,
Китайские резчики по кости были известны во всем мире как непревзойденные мастера. Надо сказать, что и резной костяной станок этого веера выполнен искусно: на ажурном фоне из тончайших полос — рельефный сложный декоративный растительный узор с вкомпанованными в него человеческими фигурками, зданиями, бытовыми предметами. Типичные для китайского декоративного искусства формы массивных крайних пластин оправы тоже демонстрируют виртуозную вязь рельефной резьбы. Интересно, что и внешняя, и внутренняя сюжетные росписи футляра тесно увязаны с основной тематикой росписи веера.
К тому же времени относится еще один веер с удивительно красивым станком из расписного лака. В центре его — сюжетная сценка в интерьере, обрамленная витиеватой рамкой картуши и красивыми орнаментальными композициями. С особым изяществом исполнены росписи крайних пластин, где в цветочных мотивах даны по две тонкие миниатюры, изображающие собеседников в парке.
Экран веера оформлен в духе времени, но с несколько вариативным сюжетом, который связан с каким-то важным для страны событием. А на обороте — сцена подготовки к битве с участием нескольких конников и неких крылатых воинов. Причем, надо отметить, в сцене ощущается экспрессия. Роспись футляра, наоборот, — очень мирная: у павильона в парке слуга подносит сидящему за столом хозяину какой-то сосуд.
Весьма интересно в художественном отношении, а также по сложности технического исполнения китайское опахало первой половины ХХ века. К тончайшему экрану из шелковистой бумаги, натянутому в круглой рамке лакового «прутика», в центре встык прикреплены квадраты плотного шелка, на которых техникой рельефного наложения выполнены многофигурные композиции. На лицевой стороне — августейшая чета и сонм придворных. На обороте придворные с подношениями и музыканты с инструментами. Платья персонажей — из шелковых тканей с рельефной подложкой, лица — из костяных пластинок, обрамления квадратов — из у плотных шелковых и парчовых тканей. Все это сложное сооружение покоится на фигурной лаковой рукояти с тонкими миниатюрами сюжетных изображений и растительного декора. Замечательное произведение, к сожалению, дошло до нее в довольно печальном состоянии.
Довольно любопытно опахало первой половины XXвека, экран которого собран из перьев и укреплен на изящной рукояти резной кости. Чтобы несколько обогатить общую однообразную белую тональность, мастер по сторонам навершия рукояти создал орнаментальные композиции из тонкой металлической проволочки.
В конце XIX века Китай все больше втягивался в орбиту европейского влияния. Это сказалось и на развитии китайского искусства, и, в частности, на художественном облике вееров. В некоторых из них в манере и стилистике художественно-декоративных приемов явно прослеживаются европеизированные тенденции. Взять, например, веер конца ХХ — начала ХХ века, на голубовато-сером шелковом экране которого с большим изыском вышиты изящные экзотические птицы. В композиционных построениях веера чувствуется европейское влияние, Тем более что в то время китайские изделия нередко делались специально для сбыта в европейских странах. А вот костяной станок веера создан в сугубо традиционном национальном духе, когда в вязь декоративных мотивов вкраплены реалистические элементы.
В этом же стиле создан веер рубежа ХIХ —ХХ веков с расшитым шелковым экраном, на 21 резной пластине из сандала.
Привлекают внимание веера того времени, выполненные замечательными мастерами-резчиками целиком из костяных, узорчатых пластин, с ярко выраженными национальными чертами.
Из японских вееров останкинской коллекции следует выделить один, отличающийся необыкновенной выразительностью и художественным уровнем исполнения. На красиво подобранных черепаховых пластинах укреплен двусторонний шелковый эк- высоким ран с контрастными пейзажами, которые мастерски выполнены росписью и разноцветными шелковыми нитями. На лицевой стороне экрана — дневной пейзаж с озаренными яркими лучами солнца листьями деревьев и кустарников. Ощущение солнечного дня подчеркнуто освещенной солнцем летящей стайкой ибисов и диких уток. На обороте экрана, по контрасту, представлен ночной пейзаж, залитый холодным лунным светом, с летящим в небе стройным косяком журавлей.
Александр ЧЕРВЯКОВ
Иллюстрации — коллекция ГМУ «Останкино».
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 16 (апрель 2004), стр.8