В Новосибирском государственном художественном музее хранится около пятисот произведений сибирской графики, относящиеся к 1920-1930-м годам. Эта часть коллекции, в которой представлено творчество таких известных мастеров, как Наталья Николаевна Нагорская, Алексей Васильевич Вощакин, Александр Георгиевич Заковряшин, Николай Федорович Смолин, Григорий Иванович Гуркин, безусловно, интересна и значима, особенно для сибирского музея.
Однако реставрационные осмотры этих произведений показали, что ряд листов находится в плохом состоянии сохранности, и практически все имеют те или иные виды повреждений. Причем наряду с естественными процессами старения были обнаружены и другие факторы, способствующие появлению разнообразных дефектов.
Первая причина — некачественная основа. Опыт работы показал, что при хранении и реставрации основные проблемы сохранности возникают в отношении бумажных основ, изготовленных в XIX—XX веках, в период наибольшего развития бумажного производства. Особенно снижается качество бумаги начиная с 1911 года: для этого времени характерна хвойная (сульфитная) целлюлоза со значительным количеством древесной массы. Ухудшение свойств бумаги обусловлено заменой сырья на более дешевое и внедрением дешевых технологий. Кислотность (применение кислотной проклейки) и содержание лигнина — главные внутренние факторы, снижающие прочность бумаги и ускоряющие процессы ее старения.
Лигнин — природный полимер разветвленного строения, вызывающий одревеснение растений. Лигнин отсутствует в хлопковом волокне, но в остальных содержится в больших или меньших количествах, особенно много его в древесине. В отличие от хлопка, льна, других однолетних растений, состоящих почти из чистой целлюлозы (90—95%), древесина содержит лишь 40—55% целлюлозы, причем сопутствующие ей балластные органические вещества, в том числе лигнин (до 20—30%), резко ухудшают качество бумаги. Макромолекулы целлюлозы в волокнах древесины короче, чем в волокнах, например, хлопка, а лигнин не обладает волокнообразующими свойствами, то есть из него не могут быть получены нити, поэтому он придает целлюлозным волокнам жесткость, ломкость, затрудняет их взаимное сцепление. Таким образом, бумага из древесины обладает существенно меньшей механической прочностью. Кроме того, бумаги с лигнином имеют низкую устойчивость к воздействию света и химических веществ. Высокая реакционная способность лигнина приводит к его быстрому и легкому окислению. Сам по себе лигнин окрашен в желто-коричневый цвет, а со временем он еще и усиливает пожелтение бумаги, что связывают с процессами его окисления и появлением окрашенных продуктов деструкции. Примеси лигнина способствуют ускорению процессов старения бумаги, что выражается в изменении ее механических, оптических и химических свойств.
В реставрационной практике сложность работ с бумагами из древесной массы обусловлена слабостью основы, сильным стойким пожелтением и ограниченным крутом используемых химикатов.
Кроме механических повреждений, на некоторых листах плохого качества со временем появляются точечные выпадения структуры, причем процесс обычно прогрессирует. Примером реставрации произведения на такой основе, к тому же очень тонкой и хрупкой, может служить работа с гравюрой «Сварка рельс» (около 1934) известной сибирской художницы Н.Н. Нагорской.
Наталья Николаевна Нагорская (1894 (?), 1895 (?)- 1983) родилась в Киеве. Училась в Киевском художественном училище А.П. Праховой, Ф.Г. Кричевского, в частной студии А. Экстер в Киеве, во ВХУТЕМАСе (1921-1924), сначала на живописном факультете в мастерской А.А. Осмеркина, затем на печатно-графическом у ПЛ. Павлинова и В.А. Фаворского. С 1924 по 1980 год художница жила в Новосибирске. Наталья Николаевна была членом Союза советских художников (с 1932), членом-учредителем и бессменным секретарем общества художников «Новая Сибирь» (1926-1931), одним из инициаторов и организаторов Первого сибирского съезда художников, состоявшегося в 1927 году. Нагорская находилась в центре всех событий художественной жизни и по уровню профессиональной подготовки и культуры была художником неординарным для сибирского искусства тех лет. Н.Н. Нагорская стала Мастером, во многом определившим уровень графики Сибири первой трети века, ее творчество явилось основой для становления многих местных художников. Ряд ее графических работ конца двадцатых — тридцатых годов XX века связан с Новосибирском и наиболее значительными событиями жизни города. Энтузиазм первых пятилеток – времени активных преобразований — ощутим и в гравюре «Сварка рельс».
Линогравюра была выполнена на тонкой, плотной бумаге желтовато-коричневого оттенка, которая со временем из-за присутствия лигнина сильно обветшала, стала хрупкой, подверженной новым утратам, разрывам и дальнейшему разрушению. Кроме того, возникло значительное неравномерное пожелтение с обеих сторон - до коричневого цвета, наибольшее, полосами, - по верхнему и нижнему краям. До реставрации левый край листа был неровным, в правой части оттиска имелось два прокола, левый нижний угол, нижний край и правый нижний угол (вместе с фрагментами изображения) были утрачены, с десятком заходящих на оттиск разрывов от утрат. Небольшие прорывы в правом верхнем углу, многочисленные точечные утраты и истончения бумаги по всему листу, разрывы по краям, сильная помятость правой части листа, изломы с потертостями бумаги вызывали опасность новых повреждений Значительное общее загрязнение, белесое пятно и затеки по нижнему полю, полосы и пятна грязи по верхнему и нижнему полям, экскременты насекомых, пятна грязи с оборотной стороны нуждались в устранении.
В результате реставрационных мероприятии были удалены поверхностные загрязнения, экскременты насекомых. Лист несколько раз промыт в ванне с водой (со значительным выделением желтизны) для удаления и нейтрализации кислых веществ, оказывающих разруща10 действие на бумагу. Проведенные пробы показали присутствие в бумаге лигнина, поэтому была выполнена обработка листа раствором пергидроля, стойких пятен грязи растворами аммиака и трилона. Желтизна уменьшилась, затек исчез, пятна ослабели, но пожелтение в виде коричневых полос вдоль верхнего и нижнего краев полностью удалить не удалось. Лист окончательно промыт от химических реактивов. Утраты восполнены подходящей по фактуре бумагой, проколы заполнены бумажной массой, разрывы склеены, изломы разглажены. Точечные утраты восполнены бумажной массой способом ручного долива который наиболее удобен при восстановлении многочисленных мелких повреждений. Лист дублирован на специальную реставрационную бумагу «чару», отпрессован, тонирован.
Как и «Сварка рельс», многие работы этого периода исполнены на очень тонкой бумаге с недостаточной прочностью по показателям сопротивления излому и разрыву. Примером такой основы может служить рисунок Н.Ф. Смолина «Сидящая пожилая женщина в платке» (1927).
В трудной обстановке 1920—1930-х годов, при нехватке хороших материалов художникам приходилось подчас работать не только на некачественной бумаге, но и на нетрадиционных основах, для данных целей совершенно не предназначенных, что в свою очередь также привело со временем к различным повреждениям. Так, в коллекции Новосибирского художественного музея есть гравюры, исполненные на оберточной бумаге, более пригодной для набросков (у Н.Н. Нагорской), на кальке (у А.Г. Заковряшина, Н.Н. Нагорской, К-Я. Баранова), причем особенности подвижной, скользкой поверхности послужили причиной появления мелкосетчатого кракелюра красочного слоя с угрозами осыпей. На миллиметровке и обороте журнального листа делал работы К-Я. Баранов. Особенно разнообразны в этом отношении произведения А.Г. Заковряшина: есть гравюры, исполненные на тетрадных листах (а также на обороте письма), на оборотах фотографий и почтовых карточек с текстом, на типографских бланках, в том числе линогравюра «М. Горький. Дружеский шарж» (вариант, 1933).
Некачественная основа наряду с другими факторами (естественное старение, неквалифицированное обращение с экспонатом и неправильное хранение) стала причиной для появления различных дефектов: механических повреждений (утрат, разрывов, изломов), пожелтения, поражения бурыми точками (фоксингами).
Другой причиной ухудшения состояния сохранное может послужить и неправильная, непрофессиональная монтировка, к сожалению, встречающаяся достаточно часто. Иногда в качестве паспарту или подложек используется картон и бумага низкого качества, на которые экспонаты обычно приклеиваются краями или целиком. А ведь даже просто при контактном хранении эти быстро окисляющиеся, низкосортные волокна способствуют разрушению произведений, приводя к хрупкости, преждевременному пожелтению и появлению фоксингов. К аналогичным де может привести и применение монтировочных лапок из бумаги с лигнином, а слишком толстые лапки способствуют появлению местных деформаций.
Использование неподходящего клея может вызвать деформацию, появление пятен, неравномерное пожелтение или высветление бумаги. Особенно опасен силикатный клей, разъедающий и обесцвечивающий бумагу. Примером листа с такого рода повреждениями служит гравюра А.Г. Заковряшина «Испанка с розой».
Третья причина изменения состояния сохранности связана с особенностями бытования многих произведений этого периода, для которых характерны значительные загрязнения, следы экскрементов насекомых, пятна разного происхождения (цветные, жировые, пятна грязи и другие), в том числе и такие, нечасто встречающиеся, как пятна парафина и извести на работах К.Я. Баранова.
Примером листа с разнообразными повреждениями может служить этюд Г.И. Гуркина «Юрта на берегу».
Григорий Иванович Чорос-Гуркин (1970-1937) - мастер пейзажа-картины, один из первых художников-профессионалов среди коренных народов Сибири. Миссионерская школа в селе Улала, иконописная мастерская в Бийске, работа иконописцем, кратковременная, но плодотворная учеба в Петербурге в мастерской И.И. Шишкина (1897), занятия вольнослушателем в Академии художеств у А.А. Киселева — первые этапы его жизненного пути. Г.И. Гуркин участвовал в выставках с 1900 года. Уже первая персональная выставка (1907) принесла ему известность. С 1906 года художник жил на Алтае, посвятив свое творчество родному краю. В 1920-х годах работал в Монголии и Туве. Вернувшись, активно участвовал в культурной жизни, выставочной деятельности как член общества «Новая Сибирь» (с 1926), иллюстратор первых книг, изданных на алтайском языке. В последние годы собирал этнографический материал о народах Сибири, выполнив более 300 рисунков. В 1937 году Г.И. Гуркин был расстрелян как враг народа, посмертно реабилитирован. Произведения художника находятся в ГРМ, ряде сибирских музеев (наиболее полное собрание — в Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина, Горно-Алтайск), в зарубежных музеях и частных собраниях.
При осмотре состояния сохранности «Юрты на берегу» были выявлены достаточно серьезные механические повреждения — многочисленные проколы от гвоздей и кнопок, разрывы (до 2 см), отдельные утраты (до 1,5 см), срывы фактуры. Но главными причинами, вызвавшими необходимость реставрации, стали сильное загрязнение, пятна грязи, ржавчины, клея, фоксинги, многочисленные экскременты насекомых. Значительное пожелтение бумаги, наряду с пятнами, искажало внешний вид произведения, так как в акварельном этюде лист был прописан не полностью, и проступающие фрагменты бумаги являлись равноценными составными частями общей цветовой гаммы.
Реставрация проводилась во время стажировки в ВХРЦ им. академика И.Э. Грабаря (Москва) под руководством реставратора высшей категории Т.Ю. Гончаренко. На первом этапе удаления поверхностных загрязнений наибольшую сложность вызвали многочисленные экскременты насекомых с обеих сторон. Их устранение с помощью глазного скальпеля было длительным, трудоемким и очень ответственным, особенно на лицевой стороне произведения, где посторонние наслоения смешались с акварелью и вошли в структуру бумаги. Главной задачей стало максимально бережное сохранение красочного слоя. Первоначально удалось убрать лишь поверхностную фактурную часть пятен, а участки окрашенной ими бумаги нуждались в дальнейшей обработке.
Лист неоднократно промывался дистиллированной водой на фильтровальной бумаге. Промывки проводили с предельной осторожностью, так как акварельный этюд был написан с добавлением еще менее стойких по отношению к воде гуашевых белил.
Сложным и длительным оказался этап химической обработки. Участки окрашенной от экскрементов бумаги и бурые точки многократно обрабатывались химическими peaктивами с промежуточными промывками. Очень стойкими оказались и п грязи. Пятна ржавчины и затеки удалось удалить достаточно быстро и полностью.
Утраты были восполнены подходящей по фактуре бумагой, проколы бумажным волокном, разрывы склеены, края и места подклеек укреплены Лист отпрессован.
Длительным и ответственным стал этап художественного восстановления — тонирование восполненных фрагментов и мест удаленных пятен. Освобожденный от желтизны и пятен лист приобрел первоначальный колорит.
Возвращаясь к вопросу о причинах появления повреждений на графических произведениях, следует назвать и четвертую, неожиданную, но довольно часто встречающуюся, — это неквалифицированные реставрационные вмешательства. Неподходящие бумага и клей, использованные для дублирования или подклейки, что в свою очередь еще больше разрушает произведение, отсутствие этапа прессования или несоответствующий его уровень, непрофессиональные тонировки неподобающими материалами — вот неполный перечень неумелых воздействий. А как следствие: пожелтения, деформации, пятна, искажения цвета красочного слоя и другое. Иногда такая «реставрация» оказывается вредной и даже опасной для произведения и вызывает необходимость срочного устранения травмирующих воздействий. Так произошло и с «Портретом хакасской женщины из племени сагаев» (1928) А.В. Вощакина, к собственным повреждениям которого прибавились и разрушающие основу подклейки из низкосортной газетной бумаги некачественным клеем, а, между тем, акварель известного сибирского автора представляла значительную ценность для музея.
Алексей Васильевич Вощакин (1898-1937) – заметная фигура в сибирском искусстве первой трети XX века. Сохранившаяся биографические данные немногочисленны и не всегда совпадают друг с другом. А.В. Вощакин учился в красноярской рисовальной школе у Д.И.Каратанова (1912-1916, по другим сведениям – 1910-1913), в Казанской художественной школе (1923-1924, другой вариант – 1913-1917), год – по ВХУТЕМАСе (1924 – 1925)
С самого приезда в Новосибирск (1925) находился в центре событий художественной жизни города: стал членом учредителем и председателем созданного в 1926 году общества художников «Новая Сибирь», инициатором и организатором Первого сибирского съезда художников (1927), активным участником выставок (с 1925 ), членом Союза советских художников (с 1932), председателем кооперативного товарищества «Художник» (1931-1933). Арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, расстрелян. К сожалению, далеко не все работы талантливого художника сохранились.
«Портрет хакасской женщины из племени сагаев» это и свидетельство этнографической деятельности А.В.Вощакина, и значительное художественное произведение, в котором автором создан запоминающийся, выразительный образ.
Состояние сохранности акварели вызывало серьезные опасения: обветшание основы по краям, деформация десятки проколов, разрывов, прорывов, мелких утрат, многочисленные изломы, потертости, царапины. Плохое состояние бумаги значительно усугублялось наклейками и подклейками с оборота, которые способствовали ускорению процессов окисления. Пожелтение бумаги (до светло-коричневого цвета), бурые пятна, пятна грязи, краски, клея наряду с общим загрязнением, многочисленными утратами и сильными потертостями красочного слоя искажали внешний вид акварели.
Мягкой кистью с лицевой стороны, резиновой крошкой, резинкой, скальпелем с оборота очень осторожно удалялись поверхностные загрязнения, фактурные пятна разного происхождения. Значительную сложность представляло устранение наклеек с оборота. Из-за давности подклеек и особенностей основы, рыхлой и слабопроклеенной, клей с оборота глубоко вошел в структуру бумаги. Проведенные пробы клея подтвердили первоначальные выводы, сделанные после тщательного визуального изучения: среди клеев силикатного нет, следовательно, возможны обработки с использованием воды. Начался длительный, сложный процесс удаления наклеек и клея с помощью скальпеля и тампонов с дистиллированной водой.
Лист несколько раз был промыт с оборота отжатыми ватными тампонами с дистиллированной водой, при этом наблюдалось значительное отделение грязи. Для удаления продуктов деструкции акварель промывалась на фильтровальной бумаге. Желтизна отходила незначительно, а из-за рыхлости бумаги существовала опасность быстрого пропитывания краски на оборот, поэтому промывки проводились кратковременные, под постоянным контролем, излишек влаги тут же отбирался фильтровальной бумагой.
Проведенная проба на присутствие в бумаге лигнина дала отрицательный результат, что и предопределило выбор химических реактивов для обработки пятен. Все виды пятен оказались достаточно стойкими, особенно трудным и ответственным стало удаление пятен с лицевой стороны — их обработку необходимо было проводить крайне деликатно, точечно, чтобы не повредить красочный слой. Пятна с оборота неоднократно обрабатывались растворами реактивов полусухими тампонами, с промежуточными тщательными промывками полуотжатыми тампонами с дистиллированной водой. Окончательная промывка проводилась в ванне с проточной водой на лавсановой бумаге под контролем реакции с йодкрахмальной бумагой.
Особенности реставрации данной акварели состояли в том, что практически все этапы обработки были очень сложными и требовали много сил и времени. Не стал исключением и этап подклеек и восполнения основы из-за обилия повреждений — 18 проколов, 6 прорывов, 35 разрывов, многочисленные изломы и мелкие утраты, а также значительные срывы бумаги на обороте. Утраты были восполнены подходящей по фактуре бумагой, разрывы склеены и подклеены реставрационной бумагой пшеничным клеем, проколы и срывы устранены с помощью бумажной массы и расслоенной бумаги, изломы разглажены, края укреплены.
Учитывая ветхость бумаги, а также множествен устраненных механических повреждений, произведение решено было дублировать. В качестве дублировочного листа выбрана «чара» как тонкая, но прочная реставрационная бумага хорошего качества, незначительно повлиявшая на толщину авторской основы, но способная укрепить ее. После дублирования акварель была помещена в сукнах в пресс, стабилизация клея завершилась в мраморном прессе.
Заключительным и, пожалуй, самым ответственным стал этап художественного восстановления, требующий крайней деликатности и тонкости исполнения. С помощью акварели, графитного и цветных карандашей были тонированы потертости красочного слоя, места восполненных утрат, подклеенных разрывов, царапин, удаленных пятен.
В результате реставрационных мероприятий были устранены травмирующие воздействия подклеек, удалены пятна и желтизна, искажающие колорит акварели, укреплена основа, произведение приобрело экспозиционный вид.
Графические произведения, относящиеся к 1920-1930-м годам, в силу специфики их создания и бытования, в большинстве случаев по состоянию сохранности нуждаются в особенно внимательном и бережном отношении, а часть листов - в постоянном контроле и необходимой реставрационной помощи.
Светлана БЕЛЯЕВА
Фотосъемка Игоря ШАДРИНА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 84 (март 2011), стр.66