Увлечение европейцев экзотикой длится уже не одно столетие, и одним из ярчайших его проявлений в декоративно-прикладном искусстве стали произведения художественной бронзы с изображениями темнокожих людей — негров и индейцев, — получившие в научной литературе название «Ьоn sauvage», что означает «добрый, или благородный дикарь» . Эти необычные по своей тематике изделия бронзы выпускались во Франции на рубеже XVIII и XIX столетий. Бронза «bon sauvage» включает довольно большой круг предметов. В основном — это часы и осветительные приборы. По тематике сюжетных композиций бронза «Ьоn sauvage» условно делится на три группы: предметы с аллегорическими изображениями континентов — Африки и Америки, и их варианты; изделия, иллюстрирующие известные литературные произведения XVIII—XIX веков: «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Поль и Виргиния» Ж.А.Бернардена де Сен-Пьера, «Атала» Ф.Шатобриана; и, наконец, вещи с сюжетными композициями бытового характера, представляющими чернокожих людей за различной работой.
Своим появлением изделия бронзы «bon sauvage» обязаны целому комплексу различных факторов, но в первую очередь — открытию новых материков и островов Тихого и Индийского океанов. Знакомство с природой и культурой коренных народов новых территорий стимулировало ввоз в Европу редких материалов, растений, животных, способствовало распространению кунсткамер и пополнению собраний этнографических редкостей. Кроме того, мореплаватели привозили на старый континент в качестве экзотического груза коренных жителей далеких земель. Процесс колонизации новых территорий вызвал в XVII веке широкое распространение работорговли и вывоз африканских негров в Америку и Европу. А в XVIII веке в домах европейской знати и при королевских дворах вошло в моду держать так называемую «декоративную», цветную прислугу. Вплоть до конца XVIII века европейцы видели в уроженцах «черных» стран лишь «дикарей» — представителей примитивных народов, дешевую рабочую силу и экзотический товар.
Наиболее часто встречающийся тип изображений «дикарей» в произведениях живописи и декоративноприкладного искусства того времени — это аллегорические композиции, олицетворяющие континенты.
Важную роль в восприятии европейцами мира экзотики сыграла философия эпохи Просвещения в целом и одного из ее главных апологетов Ж.Ж. Руссо (1712—1778). Размышления этого великого французского философа и писателя о путях развития цивилизации, о проблемах формирования и воспитания человека, о необходимости гармоничного существования человеческого социума с миром природы подготовили европейцев к романтическому восприятию жителей далеких материков и островов. В их сознании образ «дикаря примитивного» сменяется идиллическим образом «благородного и доброго дикаря», неиспорченного пороками цивилизации естественного человека, живущего в естественной среде.
Идеи Ж.Ж. Руссо оказали огромное влияние на творчество многих писателей эпохи Просвещения, среди которых особое место занимает друг Руссо, Ж.А.Бернарден де Сен-Пьер (1737 —1814). Его роман «Поль и Виргиния», изданный в 1787 году, всколыхнул новую волну интереса к теме экзотических стран, воспринимавшихся как романтико-идиллический образ рая на земле. Написанный в духе руссоистской утопии, роман повествовал об идеальном, счастливом семействе, добродетельно и мирно живущем в райском уголке первобытной природы. Хотя негритянка Мария с острова Мадагаскар и негр Доминго из племени джолофов были лишь второстепенными персонажами романа, слугами главных героев, однако, по мнению специалистов, популярность именно этого произведения послужила импульсом к созданию декоративной бронзы с изображениями «благородных дикарей». На сюжет романа «Поль и Виргиния» создан
один из лучших образцов этой бронзы. Украшающая часы скульптурная композиция изображает возвращение юных героев домой, когда «толпа беглых негров- невольников» несет их на паланкине из леса.
Роман «Поль и Виргиния» Ж.А.Бернардена де Сен-Пьера был одним из самых любимых произведений Наполеона Бонапарта. Великая французская революция, вознесшая этого человека на вершину славы, круто изменившая судьбы множества людей и государств, сыграла важную роль и в отношении европейцев к людям с другим цветом кожи. В 1795 году Бернарден де Сен-Пьер, будучи профессором республиканской морали высшего педагогического учебного заведения революционной Франции, в одном из своих публичных выступлений констатировал приход истинной морали, «которая потрясает два мира, возвещая королям и подданным, белым и черным: все вы люди», выразив таким образом одну из важнейших идей нового революционного устройства общества. Великая французская революция, провозгласившая гражданские свободы, всеобщее политическое равенство, в том числе и людей разных национальностей и рас, отменившая декретом Конвента работорговлю, поддерживала устойчивый интерес ко всему, что касалось коренного населения Африки, Америки и островов Океании.
Именно в эпоху Директории (1795 —1799) были созданы первые изделия бронзы «Bon sauvage», кото
рые останутся популярными и в следующем столетии. Эту популярность поддерживала возобновившаяся мода на цветную прислугу и предметы искусства древних народов Африки, вызванная египетскими походами Наполеона. Немало способствовали ей и литературные новинки начала XIX века, прежде всего публикация в 1801 году новеллы Ф. де Шатобриана (1768 —1848) «Атала, или любовь двух дикарей в пустыне», повествующей о любви индейца Шактаса и христианки Аталы, дочери испанца и индианки. Эта драматическая и трогательная история так очаровала современников, что на тему новеллы Шатобриана также была создана прекрасная модель бронзы «Ьоn sauvage». Композиция, венчающая корпус часов, представляет кульминационную сцену освобождения главного героя из плена, а полный трагического напряжения сюжет барельефа на их основании повествует о похоронах Аталы, которая покончила с собой, отдав предпочтение долгу и вере, а не любви и семейному счастью.
Самым ярким предшественником столь неорди- I нарного явления, как бронза «Ьоn sauvage» эпохи Директории, стал шедевр художественной бронзы и искусства механики, созданный в 1784 году для Марии- Антуанетты часовщиками французского королевского двора Ж.Б.А. Фюре и Ф.А. Годоном. Это часы патинированной бронзы в виде бюста чернокожей женщины в тюрбане, с луком и колчаном за плечами. В ее голове скрыты часовой и музыкальный механизмы, пусковым рычагом которых являются серьги в ушах фигуры. Аевая серьга приводит в движение зрачки, которые, скрываясь, позволяют видеть время: цифры, обозначающие часы, помещаются в правом глазу, минуты — в левом. Правая серьга запускает музыкальный механизм. Эти часы очень близки к изделиям с фигурами-аллегориями Африки и Америки, составляющими одну из тематических групп произведений бронзы «Ьоn sauvage».
Иконография предметов с аллегорическими изображениями континентов — Африки и Америки — находится всецело в русле традиционных изображений подобной тематики в XVIII веке. Сидящие женские фигуры, олицетворяющие разные континенты, выполнены из патинированной бронзы. Они имеют характерные для своих континентов одеяния и атрибуты. «Африка» — в набедренной повязке и тюрбане, иногда без головного убора, с копьем или луком в руках, с пантерой, львом или черепахой у ног. «Америка» представлена в юбке и короне из перьев, с украшениями в виде нитей жемчуга, часто с луком и колчаном со стрелами в руках, у ее ног — крокодил. Наиболее эффектное изделие бронзы «Ьоn sauvage», модель которого близка по своему характеру к аллегорическим изображениям, — часы «Обнимающиеся индеец и индианка» с композицией, изображающей обнимающуюся пару островитян на фоне идиллического пейзажа с водопадом. К этому же кругу предметов самого высокого уровня исполнения относится и редко встречающаяся модель часов с фигурой охотницы, символизирующей Америку, которую несут на паланкине четыре маленьких негра.
Предметы второй группы, выполненные по мотивам известных литературных произведений, являются наиболее оригинальными и интересными среди изделий «Ьоп sauvage». К этой группе предметов относятся уникальные часы «Поль и Виргиния», созданные в 1802 году самым известным французским бронзовщиком эпохи ампира П.-Ф. Томиром по заказу Наполеона для подарка автору знаменитого романа Бернар- дену де Сен-Пьеру.
Третий комплекс изделий наиболее обширен, и они чаще встречаются в частных собраниях. Главное достоинство этой группы произведений бронзы — значительное разнообразие сюжетов, например, «Негр, катящий бочку», «Кормилица», «Матрос», «Негр, опрокидывающий мешок», «Торговец попугаями», «Садовник» и другие.
На рубеже XVIII—XIX веков довольно много французских бронзовщиков выпускало бронзу «Ьоn sauvage». Но наиболее известным считается Жан-Симон Девербери (1764 —1824), создавший лучшие хрестоматийные изделия с изображениями «добрых
дикарей»: часы «Африка», «Америка» и «Обнимающаяся пара». Девербери изготавливал вещи по собственным проектам, часть которых находится в собрании Кабинета эстампов Национальной библиотеки Франции и датируется концом XVIII века. Его работы отличают выразительность и высокое качество исполнения.
Бронза «Ьоn sauvage» с изображениями «добрых, благородных дикарей» стала характерной чертой своей эпохи. Философия дала основную идею этой экзотической теме, Великая французская революция придала ей особую остроту и свежесть звучания, а литература сделала ее популярной, введя в круг литературных героев «добрых дикарей» — индейцев, инков, островитян, негров. Именно благодаря художественной литературе образ «дикого, страшного, примитивного дикаря» адаптировался и вошел в моду. Великосветские гостиные и салоны наполнились почти театральными по своему виду, безмолвными и покорными «комнатными арапами», монументальными и величественными аллегорическими изображениями Африки и Америки, в окружении крокодилов и львов взирающими с плафонов и шпалер, неграми и маврами
итальянской мебели, держащими кашпо для цветов или различные светильники, и, конечно же, «добрыми дикарями» бронзы «bon sauvage».
История экзотической бронзы «Ьоп sauvage» не ограничивается прошлыми столетиями, она и сейчас вызывает живой интерес у музейных специалистов и коллекционеров. В собраниях отечественных и зарубежных музеев часы и осветительные приборы с изображениями «добрых дикарей» немногочисленны. Гораздо больше их в частных коллекциях. Наиболее полными собраниями, включающими почти все основные модели этой экзотической бронзы, обладают Паскаль Изарн (Париж) и частный музей Франсуа Дюсберга (Монс).
Изделия бронзы «bon sauvage» периодически встречаются на западных антикварных аукционах. Наиболее масштабная распродажа произведений художественной бронзы этой тематики состоялась в 1978 году в Сен-Омере. На отечественном антикварном рынке бронза «bоn sauvage» встречается крайне редко.
Татьяна СЕРПИНСКАЯ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования 2003 7-8 (9)