Портреты маршалов, генералов и полковников Наполеона
Одной из сильнейших сторон французской историографии XX–XXI веков, посвященной периодам 1-й Республики и 1-й Империи, является публикация высокопрофессиональных справочных изданий, в первую очередь биографических, таких как «Биографический словарь французских генералов и адмиралов» Жоржа Сиса, труды Даньэль и Бернара Кинтанов «Словарь полковников Наполеона», «Словарь капитанов кораблей Наполеона» и др.1.
Наличие таких справочников способствует развитию не только исторической науки и вспомогательных исторических дисциплин, но и существенно обогащает остальные гуманитарные направления. Важно и то, что данные фундаментальные публикации фактически ввели в научный оборот основной массив послужных списков маршалов, генералов, полковников, капитанов кораблей и командиров (шефов) бригад периода 1-й Республики и 1-й Империи, прежде всего из серии «V» Исторической службы Министерства обороны Франции (8.И.О.) 2. Все это позволило, особенно в работе над идентификацией того или иного портретного образа, избежать прямого обращения к архивным фондам, что кардинально упростило процесс и сам поиск. Не менее важно и то, что в большинстве случаев биографические данные того или иного персоналия попросту можно опустить, так как перед автором уже не стоит задача представить полноценную биографию определенного лица. Однако особо подчеркнем, что это обстоятельство не всегда позволяет после завершения атрибуции сразу же публиковать новые данные, требующие дополнительных материалов и серьезного обоснования темы.
В течение последних семи лет нами была проведена определенная работа по атрибуции портретной живописи, в первую очередь миниатюрного портрета французского генералитета, полковников и пр. К сожалению, как это часто бывает в век высоких технологий, после выхода каталогов музейных, частных собраний, аукционных домов, портреты с новыми легендами, попадая в интернетовское пространство, теряют авторство. Нередко происходит и обратное: несмотря на выявленные новые источники, портреты сохраняют старые легенды, а владельцы (к сожалению, не всегда профессионалы) создают свой комментарий, внося сознательно или бессознательно лишь путаницу, прикрываясь именем эксперта.
Все это, а также необходимость сохранения авторства атрибуции и исправления сложившейся ситуации, подвигло автора вновь обратиться к своим старым изысканиям.
Нам представляется, что для выполнения обозначенной задачи наиболее приемлемой формой подачи материала является стиль каталога- raisonne, который, с одной стороны, позволяет максимально полно представить ргоуепапсе публикуемого портрета, его анализ и атрибуцию, а с другой — опустить, например, биографию изображенного и не связанную с датой создания произведения информацию. Представленные ниже портреты — очень разные, о чем упоминалось выше, тем не менее все они объединены одной темой: французского генералитета и командного состава французского офицерского корпуса эпохи Консулата и 1-й Империи. Репродукции работ представлены не хронологически, а разбиты по блокам: маршалы, генералы и полковники. В силу невозможности представить все сделанные атрибуции в рамках журнальной статьи, мы решили ограничиться десятью типажами, которые, есть надежда, послужат началом для последующих подобных публикаций с нашей стороны.
Завершить данное вступление хотелось бы словами В.П. Старка: «Вчитываясь в строки мемуаров, писем людей, давно ушедших из жизни, мы как будто слышим их голоса; вглядываясь в их лица на портретах, мы еще полнее погружаемся в их мир, в то, что составляло смысл и цель их существования. Литературно-мемуарный и зрительный образы, сливаясь воедино, создают цельное представление о человеке прошлого, рассказывая тем самым не только о нем, но и о времени, которому он принадлежал» 3.
Портрет маршала Империи (с 1809 г.), герцога Реджио (с 1810 г.) Николя-Шарля Удино (1767— 1847). Традиционно считался портретом маршала Жана- Батиста Журдана. Основанием для последнего послужил то, что миниатюра ведет свое происхождение из семьи данного маршала и что именно на ее основе в 1830— 1840-х годах Амбруаз Тардьё создал гравированный портрет Журдана для известной работы «Победы и завоевания французов». Тем не менее стоит заметить, что подобный ргоуепапсе не слишком убедителен. Как показывает практика, стоит крайне осторожно относиться к семейным легендам, учитывая, что в процессе бытования вещи традиционно (под влиянием различных, в том числе объективных обстоятельств) имена изображенного и художника трансформируются или просто исчезают. Что же касается гравированных или литографированных портретов высших сановников, офицеров, маршалов и генералов 1-й Империи, то к ним следует подходить крайне осторожно, учитывая не только подчас внешнее несоответствие с канонической иконографией того или иного персонажа, но и многочисленные ошибки в изображении униформы, наград и пр. Прежде всего, рассматриваемый здесь миниатюрный портрет довольно трудно соотнести с известными портретами Журдана эпохи Империи и Реставрации. К тому же сам Журдан, «живая “реликвия” 1797 г.», несмотря на смену режимов во Франции, на протяжении всей своей жизни носил длинные напудренные волосы по моде 1790-х годов, что заставляло обратить внимание на него не только самих французов, но и многочисленных иностранцев, путешественников и пр. К сожалению, на портрете Фонталляра кроме звезды Большого орла Почетного легиона (IV тип) нет других наград, что позволило бы сразу расставить все точки над «1». Подчеркнем, что иногда, особенно в условиях кампании, высшие офицеры французской армии крепили на мундир лишь орденские знаки высшей награды Французской империи (Почетный легион). Между тем Джоанна Лэнгстон, глава отдела «Миниатюрный портрет» СБггзйе'з, еще до начала реставрационных работ и составления каталога сообщила нам, что звезда Большого орла, орденская лента, а также звезды и перекрещенные маршальские звезды, по всей видимости, были дописаны позднее, учитывая подпись, в 1811 году. Все эти детали заставили нас усомниться в правильности существовавшей легенды и начать новые поиски. Опираясь на портретный ряд маршалов, их биографии и этапы получения титулов, чинов и наград к 1811 году, принимая во внимание также портретное сходство, единственным подходящим персонажем оказался Николя-Шарль Удино. Сама же миниатюра, базируясь на вышеприведенных данных, написана в июне-марте 1804—1805 года, до получения Удино кавалерского ордена Железной короны Италии и звезды Большого орла Почетного легиона. По всей видимости, исходя из даты и биографии маршала, Фонталяр внес изменения в портрет в ноябре-декабре 1811 года, в период возвращения во Францию герцога Реджио, связанного с предстоящей женитьбой на мадмуазель Эжени де Куси. В семью же маршала Журдана рассматриваемая здесь миниатюра попала в период 2-й Реставрации, когда и Журдан, и Удино заседали в палате пэров Франции.