Польская тема в фарфоровых изделиях появилась вскоре после открытия фарфора Бётгером и создания первой европейской фабрики фарфора в Мейсене в Саксонии. Это случилось благодаря династическим связям Польши и Саксонии через
царствующих особ Августа II Сильного и его сына Августа III.
Август II как курфюрст саксонский был владельцем Мейсенской мануфактуры, и неудивительно, что одна из статуэток, выполненных там, была его изображени9
ем. Это фигурка из красной бётгеровской глины высотой около 11,5 см. Она относится к 1710 г. Король стоит в плаще, накинутом на латы, и с булавой в правой руке. Эту модель повторили позднее из белого фарфора, расписанного цветными красками.
В Мейсене были сделаны еще и другие фигурки, изображающие Августа II и Августа III, некоторые из них в одежде римских императоров с лавровым венком на голове. Среди них очень интересной является статуэтка, сделанная в 1740 г. Иоганном Иоахимом Кендлером, которому в этом помогал его ученик Иоганн Фридрих Эберлейн. Эта фигурка высотой 60 см изображает Августа III в польском костюме. Король стоит в величественной позе, упершись в бедро правой рукой, в левой держит меховую шапку. На нем польский кунтуш и кривая сабля, через плечо перекинута лента Белого орла, а на шее орден Золотого руна.
Следует заметить, что из-за технических трудностей при обжиге не было реализовано исполнение задуманного Кендлером фарфорового памятника Августу III на коне высотой в 10 м. Остались лишь его макет в малых размерах и голова, сделанная в таком размере, как намечалось на памятнике.
Из других изделий с польскими мотивами на мейсенском фарфоре, связанных с особой Августа II, следует отметить чашку с блюдцем, украшенную миниатюркой с изображением короля в костюме горца и с королевским вензелем на шапке.
Еще одним видом продукции Мейсена, связанной с Польшей, были
сервизы, сделанные по заказу польского двора - на них рядом с фабричным клеймом стоит марка RHCW (Королевская придворная кондитерская в Варшаве), а также коронационный сервиз Августа III, украшенный гербами Польши и Саксонии.
Сервизы заказывали также придворные сановники. Наиболее известны из них
сервизы, сделанные для министров Августа II - Александра
Юзефа Сулковского и Генрика Брюля. Это
сервизы-гиганты, состоящие из нескольких тысяч предметов. Сервиз Сулковского, украшенный родовыми гербами, потом был совсем разрознен, но сервиз Брюля (называемый также «Аебединым» - по главному мотиву декора) сохранился в довольно больших группах.
Мейсенская фабрика в 1731-1796 гг. держала в Варшаве большой фабричный склад, которому долгие годы принадлежало почти монопольное право продажи фарфора на польских землях. Для польских потребителей Мейсен производил фигурки к столовым сервизам, которые тогда были модными. Они представляли собой дворян в национальных костюмах. Эти фигурки небольшого размера (12-15 см высотой) принесли большую популярность Мейсену в Польше, и воспоминание о нем можно увидеть в описании огромного сервиза в двенадцатой книге «Пана Тадеуша» Мицкевича.
Самую старую из таких фигурок выполнил в 1728 г. Георг Фриче. Это изображение шляхтича в несколько чопорной и театральной позе.
Более поздние фигурки, выполненные самим мастером Кендлером и его талантливыми сотрудниками Эберлейном и Рейнеке, превосходны по качеству. Для них характерен реализм в отражении деталей польской одежды и жестикуляции образов.
Среди них есть танцевальные пары, смоделированные с большим обаянием и верной передачей танцевальных движений. Отдельные фигурки изображают шляхтичей с подбритыми чубами, и это выполнено с подлинно польскими вкусом и выразительностью. Неудивительно, что такие фигурки нашли большое число покупателей среди польской шляхты.
К изделиям с польскими мотивами относятся также дары обоих саксонских королей Ясногурскому монастырю. Это многочисленные изделия Мейсенской фабрики литургического характера: рас10
пятия, алтарные светильники, фигуры апостолов, а также богато позолоченный богослужебный кубок.
Польские мотивы в мейсенском фарфоре можно найти также после смерти Августа III при директории Марколини. К тому времени относится грушевидная чашка с миниатюрым, выполненным сепией бюстом Станислава Августа Понятовского и надписью Stanislaus II Рех Poloniae (Станислав II король Польши).
Около 1780 г. в Мейсене была сделана серия нарядных блюд с видами мест - по произведениям знаменитого художника Беллотто Бернардо, известного как Каналетто, и среди них виды Варшавы.
По примеру Мейсена стал делать фарфоровые фигурки Берлин, и там тоже были польские мотивы. В художественном отношении их нельзя было сравнить с мейсенскими. У них отсутствовала легкость фигур, которая была у мейсенских образцов, и гораздо хуже исполнено декорирование. Цвета были слишком резкие, не всегда гармонирующие друг с другом. Берлинские фигурки чаще всего представляли шляхтичей в польских костюмах, экзотичных для Западной Европы. Но иногда попадались и другие
статуэтки: например, польского еврея с мешком денег или солдата.
В конце XVIII в. польские фигурки были модными во всей тогдашней Европе. Кроме двух указанных фабрик их делали в Вене, Людвигсбурге, Франкентале, Севре, даже в Швеции (Мариеберг) и России (Ф. Гарднер). Например, известна фигурка польского шляхтича в кунтуше из Вербилок под Москвой. Встречаются также фигурки без клейм, и мы не знаем их создателей.
Возвращаясь к Берлинской фабрике, следует упомянуть еще о миниатюрах с изображением поляков на изделиях. К наиболее представительным из них относится кобальтовая чашка с блюдцем с портретом короля Станислава Августа Понятовского. Известна также пара больших светло- желтых ваз в форме урн с картинками,
представляющими группу полек и шляхтичей в кунтушах. И есть чашка с портретом военного в генеральском мундире. Но все невозможно перечислить.
На венской фабрике также делали польские портреты на чашках: например, портрет Зофии Замойской из рода Чар- торыжских, виды дворцов в Пулавах и Сеняве, поместья Любомирских в Вене и разные фигурки. Наиболее известная из них относится к 1770 г, изображает группу людей, называемую «польской семьей». Это супружеская пара в сентиментальной позе и двое играющих детей. Несмотря на некоторое обаяние сцены в стиле рококо, этой статуэтке не хватает типично польских черт, которые так хорошо передавал в Мейсене Кендлер.
В наполеоновскую эпоху Варшавским герцогством правил саксонский король Фридрих Август. Мейсен отметил это выпуском чашек с его изображением.
К началу XIX в. относится фарфоровый набор мейсенского производства, состоящий из чайника, заварного чайника и трех чашек с блюдцами. На них сепией изображены: дворец в Лобзове, руины в Ойцуве и Тенчине. Они указаны в каталоге от 1913 г. (№ 1197).
Любопытно происхождение в начале XIX в. серии тарелок с миниатюрными видами Пулав с акварелей Норблина.
Иоганн Петер Норблин (1745-1830) приехал в Польшу, чтобы учить рисованию детей Адама и Изабеллы Чарто- рыжских. Во время своего пребывания в Польше он не оставлял художественную деятельность и между прочими произведениями сделал несколько картин с видами резиденции Чарторыжских в Пулавах. Елизавета Чарторыжская, известная поклонница изящных искусств и страстная собирательница национальных реликвий, была в восторге от этих акварелей и приказала в 1804 г. сделать на фарфоровой фабрике Даготи в Париже серию тарелок, на которых были изображены акварели Норблина.
Эта серия состоит из 12 тарелок и выполнена сепией, скорее всего, под надзором Норблина.
С французскими фабриками в Париже связано много мотивов, касающихся личности князя Юзефа Понятовского и его смерти в волнах Эльстера. На многочисленных миниатюрах, украшающих в основном
чашки и блюдца, изображены бюсты этого очень популярного во всей Европе наполеоновского маршала или он восседает на коне, готовом к смертельному прыжку в реку Чаще всего к миниатюрам добавлены слова князя: «Бог вверил мне славу поляков, и только Ему я ее отдам».
Кроме вышеуказанных подписанных экземпляров существует множество изделий неизвестных мастеров. Они свидетельствуют о широко распространенном в то время культе яркой исторической личности, каковым был князь Пени.
Другой фигурой, почти такой же популярной и часто появлявшейся на фарфоровых миниатюрах, был Тадеуш Костюш- ко. Как правило, на чашках с его портретом нет фабричных клейм. Можно предположить, что большинство из них делали так называемые надомники (hausmaler), и сюжеты росписи им заказывали клиенты.
Польские мотивы можно встретить и на фарфоровых фабриках далекой Англии.
Покровительство искусства короля Станислава Августа Понятовского, который был большим коллекционером и имел контакты с британцами, нашло отражение в творчестве Джосии Веджвуда, знаменитого керамика второй половины XVIII в. На его фабрике была сделана овальная плакетка из керамической глины, очень близкой к бисквитному фарфору, в виде античной камеи с бюстом короля. Известны также блюдо Веджвуда с польским гербом Козерога, а также сервиз, сделанный для Хелены Радзивилл с ее монограммой.
Интересные и весьма неожиданные польские мотивы мы встречаем среди изделий фабрики, основанной в 1820 г. в Кузяеве (100 км восточнее Москвы). Ее владельцами были братья Новые. Это
чашки, расписанные видами краковских пастбищ с портретом Костюшки и видами Варшавы по акватинте Ф. К. Дитриха: Голубой дворец Замойских на улице Сенаторской и Краковское предместье.
В замке в Курнике есть большая ваза середины XIX в. с гербами Польши и Литвы дрезденского производства.
Примеры, приведенные как изделия с польскими мотивами, даны лишь отрывочно, они ограничиваются только наиболее характерными и касаются лишь самых известных фабрик.
Леон Хрощицкий
КЛЕЙМА НА ФАРФОРЕ
ЕВРОПЕЙСКОГО И РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА